«Алые паруса» героя нашего времени»

В минувшие выходные с успехом отгремела премьера юбилейного сезона…

Гаснет свет в зале, стихает гул публики. Вступает оркестр. Увертюра. Занавес открывается и стремительно в зал врывается гул моря и хор голосов …

«Волны и ветер, ветер и волны,
Белый морской песок…»

… Как из пены морской появляется Эгль - то ли Странник, то ли Пророк. И начинает свой сказ…

«…А вы ни разу в море не встречались с прекрасной девушкой, бегущей по
волнам? Как странно… Мы любим сказки, но не верим в них….»

В детстве, так устроена наша природа, мы верим в чудеса! Несмотря на возраст, каждый из нас, время от времени, возвращается в эту чудесную пору… В необыкновенную страну…

«…Там птицы не ложатся спать и солнце не заходит вечерами. Коснется моря и
опять, набравшись сил, взбирается по небу. Там царствует любовь. Хоть ей не
строят храмы. Там просто любят и не представляют, как можно жить, не ведая любви...»

Маэстро Максим Дунаевский, чья музыка любима миллионами, и авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачёв подарили нам такую долгожданную, красивую историю о любви и вере в свою мечту! Мюзикл «Алые паруса» создан по мотивам одноимённой повести Александра Грина. Эта романтическая сказка возвращает нас к нашим истокам – к тому времени, когда мы были чисты помыслами и невинны в своих желаниях… Мы с радостью отпускали кораблик своей мечты в неведомое и далёкое плавание…

«…Стоит ли возвращать корабль, уплывающий в море? Ты ведь не
знаешь, куда и зачем он плывет... Пусть плывет он...»

В этом году железногорский театр оперетты отмечает свой 60-ый – Юбилейный сезон, который открылся премьерным спектаклем-мюзиклом «Алые паруса» (М. Дунаевский). Это масштабное, яркое, незабываемое театральное событие стало возможным и благодаря участию театра в проекте «Театры малых городов», инициированном партией «Единая Россия». Вероятно, кто-то скажет – «совпадение» или «так сошлись звёзды», но мы верим, что этот спектакль станет отправной точкой очередного нового этапа в истории любимого театра.

Театр стремился пробудить зрительский интерес задолго до премьеры. На городском уровне была проведена рекламная кампания, которая стала неким прологом к премьерному показу, где каждый мог сделать своими руками кораблик с Алыми парусами, как символ исполнения сокровенных желаний…

Режиссёр Игорь Меркулов (г. Москва) в подготовительный период с нескрываемым интересом работал над пьесой. Текст либретто претерпел некоторую режиссёрскую редакцию. Что само по себе не вызывает никаких вопросов. Ведь постановщик спектакля, наравне с авторами произведения, является их полноправным соавтором. Сразу хочется отметить, что смысловые акценты в сюжете мюзикла несколько другие, нежели в оригинальной трактовке Александра Грина и авторов либретто. Игорь Меркулов постарался разглядеть и сосредоточить внимание зрителей на конфликте двух миров. Один из них представляют люди, которые трезво смотрят на жизнь, живут в реальном времени – здесь и сейчас. А другой – это те, кого тянет в небо, в неведомые дали, те, кто живут своей мечтой или те, кто готов откликнуться на мечту другого и подарить … Алые паруса надежды!

Так как это мюзикл в чистом виде, аранжировка требовала соблюсти все каноны современной музыкальной стилистики жанра…. Музыкальному руководителю и дирижёру оркестра Андрею Пузанову тоже пришлось немало потрудиться, и результат превзошёл все ожидания.

В мюзикле «Алые паруса» много массовых сцен и постановщикам, прежде всего, нужно было определиться с большим количеством исполнителей занятых в них. Администрация театра подошла к этому вопросу серьёзно и поэтому, как это принято на родине жанра мюзикла, был объявлен кастинг среди творческой молодёжи города. Хочется отметить, что в этом большом театральном проекте заняты курсанты Сибирской Пожарной Спасательной академии ГПС МЧС России и юные участники Образцового ТЮЗ «Современник» городского Дворца культуры. Именно из их числа на роли главных героев в детстве были выбраны Меннерс-младший (Саша Шарабарин/ Паша Журавков) и Ассоль (Диана Киреева/ Кристина Сабакарь). Двенадцатилетняя Ассоль, которой веришь, что именно в таком нежном возрасте могла зародиться необыкновенно добрая и светлая мечта о фрегате с Алыми парусами…

«…Однажды, не поздно, не рано,
Он тебе принесет на борту
Удивительного капитана…
…Пускай, его зовут Грэй. Капитан Грэй…»

Но всё по порядку!

Мюзикл – жанр очень специфический…. Всё действие построено на музыке. А это значит, что всё должно быть в движении, в танце - от сценических декораций до морских «волн» и «чаек». Что касается сценографии, то за этот объём работы отвечала художник Наталья Миронова. Костюмы, которые она предложила полностью отражали настроение и форму бытия всего происходящего. Вокруг всё беспрерывно вертелось, вращалось, кружилось… . Балетмейстером на постановку была приглашена народная артистка УР Марина Кузнецова (г. Ижевск). Она, будучи классической артисткой, привнесла в хореографию спектакля лёгкий флер классической манеры исполнения.

«Море»… Людское «море» на сцене…Эта масса народа - моряки, рыбачки, торговцы и просто портовые жители – они создают атмосферу унылого и мрачного «веселья». Всё это людское «море» в исполнении хора театра (хормейстер - Елена Зайцева). Сплошные серые, безрадостные будни, которые являются для них нормой жизни. Именно это унылое людское «море» и стало одним из главных действующих лиц. Ведь, на этом фоне и вопреки всему рождается светлая мечта о любви…. «Это ли не чудо!» - восклицает Эгль:

«…Для чего на свете рифы –
Кораблям морским угроза.
Для чего на свете рифмы –
Чтоб о них разбилась проза….»

Как корабль в море преодолевает бури и обходит рифы, так и Ассоль с самого детства, живя в мире грубых, обозлённых людишек, пыталась карабкаться к свету, чтобы не утонуть в прозе жизни, в «море» безверия. Несмотря на все испытания, которые преподносит ей судьба, повзрослевшая Ассоль (Елена Вырезкова /Валерия Зеленская) всё-таки с гордостью и достоинством не только преодолевает их сама, но и пытается всячески поддержать своего отца Лонгрена - старого моряка (Виктор Бояринов). Он, как человек, познавший настоящую любовь и потеряв её в одночасье навсегда, в лице своей жены Мэри (Е. Вырезкова /В.Зеленская), сломался… Кажется, что душевную боль Лонгрена Виктор Бояринов чувствовал всей кожей. Да, Лонгрену повезло, он не утонул в море, нет… Но его поглотило «море» несчастных и порочных людей, завсегдатаев таверны Меннерсов.…И его пронзительная игра на стареньком баяне (в спектакле Лонгрен играет на баяне) звучит, как крик о помощи его израненной души, которая болит и ноет… И ему вторит Странник:

«…Как можно жить, не ведая любви...»

Оказывается, всё возможно!... Что может вырасти на морском песке, тем более, когда этот песок сдобрен лишь солью морской? Что может статься с человеком, который ищет во всём только выгоду для себя. Что для него человеческая боль и страдания? Он глух и нем к ним… Меннерс-старший (З.а.РФ Николай Алексеев) и жена Меннерса (З.а. РФ Вера Алексеева) – это те люди, от безразличия которых, а иногда от их ненависти и зависти гибнет всё самое светлое и доброе … Именно Меннерсы стали, пусть косвенной, но причиной гибели Мэри. А ведь свою вину они так и никогда не признают…

И вот, проходит время… На сцене появляется отпрыск Меннерса-старшего – Меннерс-младший (Леонид Забоев). Кажется, что всё идеально в этом молодом человеке. Он богат, успешен, нравится женщинам - одним словом, герой «нашего» времени…?!? На протяжения первого и второго действия Меннерс-младший включает всё своё обаяние. Нельзя сказать, что оно целиком отрицательное. Но, возможно, в этом и есть конфликт, заложенный Игорем Меркуловым в своей трактовке сюжета мюзикла. Образ, сделанный Леонидом Забоевым, заслуживает пристального внимания. Он – сегодняшний, реальный, современный! В него невозможно не влюбиться, ведь в его признании в любви к Ассоль есть всё, о чём может мечтать любая девушка. А в исполнении Леонида Забоева «Арии Меннерса» этот эффект усиливается:

Ты не такая, как все,
Не такая, как все. …
………………………Ты – другая!

И зал взрывается аплодисментами!?! Настолько был органичен и убедителен Леонид Забоев в «правде» своего героя, что невольно возникает вопрос: «Чем плох Хин Меннерс?! А как же Грэй?» Но юная Ассоль, вопреки заманчивым перспективам, всё-таки бежит от него. Но её вера в мечту пошатнулась… В нашей жизни не всё так просто…. И сомнения, которые одолевают нас, так же присущи и героям мюзикла «Алые паруса». Сомнения по поводу веры в свою мечту коснулись и Ассоль… Именно в этот момент она встречает Священника (Василий Селюков), который искренне раскаивается в том, что святая вера его иссякает… Этот трогательный момент истины происходит на лестнице у маяка. Ассоль – наверху, это как символ - утопающий держится за соломинку, пусть всё ещё в сомнениях, но, изо всех сил, борется за свою веру. А что же Святой отец?! Он стоит у подножия лестницы - пытается найти в себе силы и укрепить свой дух, чтобы взойти наверх - к Ассоль, но тщетно… Какая-то неведомая сила удерживает его здесь … Тонкая фигура Василия Селюкова, облачённая в рясу священника, как погасшая свеча. Он беспомощен и вызывает только сочувствие…

Режиссёр-постановщик Игорь Меркулов ввёл в сюжетную линию мюзикла нового героя – Эмси (Роман Ридзель). Это своего рода собирательный образ-фишка современной эстрадной «тусовки». Эмси – артист, который выступает на публике в таверне Меннерсов. В исполнении Романа Ридзеля он получился игривым, и даже комичным, и своей манерой исполнения напоминает довольно таки знакомых зрителю экстравагантных звёзд российской эстрады…. Музыкальные номера для него были позаимствованы у других героев спектакля, что получилось довольно современно. Его коллега по сцене – Мадам в исполнении Ирины Чикановой и «свита» из шести девушек, они же и сплетницы (Наталия Рон, Зинаида Бутузова, Ольга Зайцева, Ольга Забоева, Алёна Эсаулова, Валерия Зеленская) мастерски подыгрывают ему. Девушки практически не покидают сцену. Они – судачат, издеваются, соблазняют, извиваются – и всё это, кажется, в едином танце. Балетмейстеру Марине Кузнецовой удалось найти для их образов яркую и современную пластическую форму. А хореографические номера в исполнении балета театра («волны» и «чайки») были настолько естественно и гармонично вплетены в канву спектакля, что казалось, были, как лёгкий морской бриз, как свежий глоток воздуха, как надежда на лучшее в этом безрадостном мире неверия и полной беспросветной безнадёги…

«…Ты не верь этим людям усталым,
И однажды увидишь фрегат,
Ты увидишь волшебный фрегат
На рассвете под парусом алым…»

И снова – то ли Странник, то ли Пророк, по имени Эгль (Сергей Китаев) не даёт главной героине, а вместе с ней и зрителю упасть духом. На протяжении всего спектакля повествования Эгля, как невидимая связующая нить между Ассоль и её мечтой. Образ, созданный Сергеем Китаевым, возвращает нас в детские мечты, где добрый сказочник всегда на страже добра и света. И поэтому, чтобы ни случилось – у нашей сказки будет добрый финал…

И, наконец, Грэй! Этот, почти мифический герой, незримо присутствует на протяжении всей сюжетной линии мюзикла, но появляется на сцене только в начале второго действия и в финале спектакля. Как жаль, что так мало мы его знаем! Вначале Грэй (Иван Слуцкий/ Антон Кирса) – Мечта Ассоль… В финале – её Любовь, которая пришла к ней по морю «на крыльях Алых парусов»! Первое появление главного героя на публике с «Балладой Грэя» вызывает некоторое волнение… Это, как встреча, которую очень долго ждёшь… Здесь Грэй предстаёт перед зрителем, как морской капитан, мечтатель, романтический герой, который поёт о любви… В следующий раз – мы видим его в таверне Меннерсов, куда он забрёл совершенно случайно… А, как известно, в жизни ничего не бывает случайного! Именно в таверне он встречается взглядом с Ассоль и влюбляется в неё, а затем от Эгля узнаёт о ней самое главное…

«…Кто-то скажет – сумасшедшая. Кто-то скажет – мечтательница. А я скажу:
она умела смотреть за горизонт и видеть сквозь …Она ждала белого капитана
под алыми парусами.. .Это, всего лишь, мечты…. Они сбываются только тогда,
когда в них веришь.…»

И Грэй поверил… в мечту Ассоль! И в этой схватке – между реалистами, которые твёрдо и, кажется, уверенно стоят на земле, и романтиками побеждает …. Любовь! Грэй принимает важное в своей жизни решение! …Подарить девушке её мечту, которую она пронесла сквозь унижения и слёзы…

«Смотрите! Алые паруса!!!!.......»

… И всё-таки, Грэй – Он герой нашего времени! Зрители в зале стоя аплодировали артистам! Финал спектакля, как апофеоз Любви, которая творит чудеса! На сцене - все герои спектакля под Алыми парусами мчатся навстречу, каждый, своей мечте!

А зрители, уходя, в руках уносили с собой бумажный кораблик с Алым парусом и с добрыми пожеланиями и автографами артистов, как частичку большого события и чудесного праздника под названием «Алые паруса»!

Автор Татьяна Дрёмина
Газета «Город и Горожане»

TOP