Браво «Аристократы поневоле»!
Браво «Аристократы поневоле»! Международный День Театра железногорский Театр Оперетты отметил очередной премьерой. 27 марта зрителям представили музыкальную комедию «Аристократы поневоле».
Спектакли приходят в репертуар театра по-разному. Многие классические вещи сопровождают театры всю жизнь. Другие – специально заказываются сценаристам и композиторам. Бывают же спектакли, которые сами находят своего режиссера.
Именно так случилось с «Аристократами поневоле». Когда-то давно режиссер Борис Кричмар увидел комедию итальянского драматурга Эдуардо Скарпетта в Омском драматическом театре. Безумно смешная, авантюрная история, очень понравилась режиссеру. Огорчало, только то, что в спектакле нет музыки.
- Я стал думать над этим, и мне пришло в голову, что надо использовать старые итальянские песни 80-90-х годов, - рассказывает Борис Кричмар. - И они сами собой стали ложиться на ситуации, на характеры персонажей, на их взаимоотношения. Кое-что я из опер взял – какие-то маленькие кусочки. Получился такой итальянский музыкальный микс.
Спектакль был не надуман и не навязан, а именно «рожден». Естественность живого существа в каждом его проявлении: от художественного оформления до актерской игры.
Гениальный текст Скарпетта позволил актерам проявить все свое мастерство. Сергей Китаев и Виктор Бояринов в ролях озлобленных от голода голодранцев так органичны в этом спектакле, что сквозь комедийную подачу сквозит драматизм отчаяния героев Виктора Гюго. Это уже не работа в легком жанре, а настоящая профессиональная актерская удача. В которой вообще трудно выделить кого-то. Постановка, как сама жизнь - такая цельная, наполненная смыслом и чувством.
Ни в чем нет неестественности. Зрители спектакля сразу попадают в атмосферу 3D. Сцена выстроена не в форме абстракции «одной стены». Это глубокая перспектива настоящего дома с разветвлениями коридоров; дома, где можно реально попасть из комнаты в комнату и на самом деле выйти на улицу.
Особый юмор в одежде героев – зрители могли смеяться, даже не слыша текста. Сергей Китаев в великолепном гротесковом костюме «бывшего голодранца, мнимого аристократа» с воротником из дохлой лисы (этакий брутальный Кот Базилио, видимо переживший свою вечную сказочную спутницу) довел зрителей до истерики.
Продумана каждая мелочь. Например, в пьесе существует герой (эту роль исполнил Николай Алексеев), на которого богатство и знатность свалились неожиданно в зрелом возрасте (до того бедолага был поваром). Как тонко подмечено стремление, чтобы его благосостояние было непременно замечено окружающими. Это стремление во всем: вычурность костюма и окружающего его интерьера, требовательное отношение к слугам и к родне, нелепое преклонение перед знатью.
Стандартная интрига переодеваний была обыграна особенно тонко. Кто аристократ, а кто голодранец зритель видит по одной только пластике артистов.
Движениям в спектакле вообще можно посвящать отдельную статью. Пластика в постановке – это всегда второй текст произведения, но «Аристократы поневоле» - вообще спектакль необычный. Балетмейстер-постановщик Ольга Козорез создала на сцене ни много ни мало - атмосферу страны. Выражать юмор в движениях – это настолько в духе Италии, что создание такой самобытности на сцене русского театра показатель особого мастерства.
И все это вместе собрала и завершила музыка. Песни, исполняемая по всему миру совершенно самостоятельно, были подобраны к спектаклю так органично, что не казались взятыми извне. Они стали ариями из мюзикла «Аристократы поневоле».
Аплодисменты после каждого эпизода артистам с трудом удавалось оборвать следующими репликами. А после постановки зрители долго не отпускали полюбившихся героев, вызывая несколько раз на поклон.
Этот спектакль - настоящая удача театра, хотя никто из постановочной группы и из артистов не воспринимал постановку как серьезную вещь. Но так бывает. Часто, в, казалось бы, незамысловатых (как сейчас говорят «попсовых») произведениях открывается особый смысл. Примером может служить теперь уже такой народный фильм «Ирония судьбы или с легким паром», который его создатели Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов считали несерьезной работой.
Ксения Зюзина
«Город и горожане» № 25 / 31 марта 2011 г.