Триумф «Мистера Икс»

Открытие 54 творческого сезона в Театре оперетты ознаменовалось представлением зрителям одной из лучших мировых оперетт. «Мистер Икс» (или «Принцесса цирка») Имре Кальмана - это спектакль богатейшей истории, глубокий и многовариантный. Либреттисты бесконечно меняли его место действия и имена главных героев, при этом оперетта оставалась узнаваемой и любимой в любой части света. Чем премьера спектакля удивила железногорских зрителей?

Особое представление начиналось уж на пороге ДК – жонглеры, гимнасты, клоуны и фокусники встречали и сразу завоевывали внимание входящих гостей. Динамичное и завораживающее действие сопровождало зрителей подле гардероба и вдоль празднично украшенной лестницы. А на втором этаже кружились в вальсе пары в бальных костюмах: неповторимую атмосферу встречи создавал творческий партнер Театра оперетты - ансамбль «Крылья». Разнородные картины флешмоба имели не только развлекательную функцию – они стали предвестниками общего настроения дуалистического спектакля про аристократов и шутов.

- Сегодняшняя премьера совпадает не только с самим торжеством открытия театрального сезона, но и с нашим национальным праздником днем народного единства, - предварил спектакль министр культуры Красноярского края Геннадий Рукша. - Я и мои коллеги из Красноярска с удовольствием приняли приглашения вашего театра. Мы очень любим железногорский Театр оперетты - театр с очень большой и славной историей. И сегодня на вашей сцене мы увидим прекрасную, но довольно редко идущую сейчас в музыкальных театрах оперетту.

Открылся занавес, и перед зрителем возникла разношерстная яркая цирковая толпа. Обилие цвета, фактур, героев - зрелище на грани китча. Но эта безудержная палитра была выбрана не случайно. Буйство музыки и красок, наблюдение за ряжеными в потешных персонажей незаметно расслабляет зрителя, настраивает его на беззаботный легкий лад. Тем неожиданнее и острее воспринимается драматизм последующего действа, когда на сцену ступает Мистер Икс. Эту постановку отличает нестандартный взгляд на образ главного героя. Мы привыкли видеть его блестящим красавцем в строгом черном смокинге – таким привлекательным, что кокетством кажутся его недовольства своим положением. Борис Кричмар глубже и беспощаднее раскрыл несчастье героя и нарядил его в беззащитно белые одежды паяца. Понуро съехавший на бок колпак и бесформенный балахон рассказывают печальную, полную унижений историю циркача.

В море огней премьерного спектакля царили артисты. Талантливые, красивые, молодые главные герои - триединство оперетты высшего качества. Подобного эффекта легко добиться в музыкальном фильме, где петь и играть могут разные люди, но соединение этих качеств на театральной сцене – большая редкость. Оно ознаменовало начало эпохи ренессанса оперетты в нашем городе. В роли Мистера Икс впервые выступил Иван Слуцкий. Бесподобный вокал и достойная актерская игра - его выступление было высоко оценено профессиональными театральными критиками. Молодому артисту пророчат блестящее будущее в профессии. Как всегда на высшем уровне была Кристина Шкиль - от красавицы Теодоры Вердье невозможно было оторвать глаз.

Сергей Китаев создал образ достойный мастерства Фаины Раневской. В свое время критики особенно восхищались тем, как «жили» в роли ее руки. Так же глубоко проработаны артистом были черты Пуассона – его кисти извивались, пальцы частили. Мелкие скользкие движения безжалостно обнажали гнусную продажную суть персонажа. Да и не только руки – говорящими были фигура, интонации – кто-то из знакомых признался артисту после спектакля, что не узнал его в образе, и это не было пустым комплиментом.

Виталий Перехожев в роли Тони – обаятельный свежий юный мальчик. Буйство молодости, веселья, легкомыслия и наива. Артист создал легкое настроение второй комичной линии спектакля – линии, значимой в структуре оперетты не менее основной нити любовной драмы. Впервые работающий на железногорской сцене Алексей Шрамко выступил в роли Пеликана и его задорный самобытный персонаж сразу запомнился и полюбился зрителям.

В спектакле присутствуют и неожиданные режиссерские находки. Директор цирка (эту роль исполнил Борис Тимофеев) – не статичный, существующий в пьесе номинально или наделенный минимальным значением персонаж, а жуткий знаковый образ. Он сочетал в себе холодного руководителя, официальная безликость и равнодушие которого были подчеркнуты полумаской и полукостюмом страшного клоуна. Его появления во многих эпизодах символизировало моменты подлости, предательства, обмана, лицемерия. Этот персонаж стал грозным Мефистофелем оперетты, заставил по-новому взглянуть на обращение с жанром.

Борис Кричмар создал спектакль полный символов, поднял оперетту до накала подлинной драмы. При этом она не потеряла зрелищности: роскошные костюмы, декорации и реквизит – спектакль выглядит достойно и дорого. Для этой постановки главный художник театра Наталья Миронова сотворила многозначные предметы - трансформеры. Цирковые атрибуты превращались в шикарные детали светского приема и невидимой нитью связывали линии спектакля

«Принцесса цирка» - это прежде всего прекрасная музыка. Оркестр шел так четко и отлажено, порой деликатно поддерживая артистов, порой вступая со значимой репликой или врываясь вихрем танцевальной мелодии. И это торжество звуков создавал новый дирижер театра Руслан Антипинский.

Открытие сезона в Театре оперетты стало триумфом театрального искусства, музыки, красоты и грации. Зал аплодировал стоя. А у тех, кому не удалось попасть на открытие сезона, есть еще одна возможность увидеть спектакль «Мистер Икс» - 19 ноября.

Ксения Зюзина
Газета «Город и горожане»/10 ноября 2011 г.

TOP