Пусть плещет вино

Фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» знают и любят целые поколения. История Шурочки Азаровой переодевшейся гусаром и отправившейся защищать Родину стала притчей Отечественной войны 1812 года. Однако пьеса была написана Александром Гладковы уже в 20-м веке. Непотопляемая драматургия пережила множество постановок – среди них и радиоспекталь и балет. Некоторые постановки были осуществлены еще до того, как Тихон Хренников написал к нему музыку. 25 января премьера музыкальной комедии «Давным-давно» произошла в Железногорском театре оперетты.

Сцена бала, легкий розыгрыш жениха, трепетный румянец влюбленности – это первая картина спектакля, в кремовых тонах. После объявления войны пространство сцены окрашивается в дымные серые цвета. На фоне огромной карты сражений выступает Кутузов (роль исполнил Сергей Китаев). Его трудно узнать, на фельдмаршале нет такого привычного атрибута – черной повязки. Режиссер спектакля Антон Лободаев намеренно отказался от этого стереотипа. Тем более, что он в корне неверен – по утверждению специалистов Кутузов никогда не носил черную ленту. Мало кто знает, но полководец все-таки немного видел поврежденным глазом.

Бесславное отступление французов отражалось в осколках разбитых зеркал разрушенного особняка в следующей картине. В камин летят книги и картины - промерзшие враги сходят с ума в усадьбе Азаровых. Символом великой человеческой беды выступает искалеченная Шурочкина кукла Светлана.

Полноценный драматический материал выявил огромный потенциал железногорской труппы. Исполнительница главной роли Наталия Рон – стала настоящим открытием сезона. Поступившая в труппу железногорской оперетты из абаканского драм.театра, молодая актриса отлично справилась с ролью Шурочки. Даже не смотря на то, что драматической актрисе исполнение вокальных партий давалось не просто. Да и техническая сторона исполнения была трудна – в спектакле множества переодеваний, которые нужно совершать максимально быстро. Однако работала Наталия с удовольствием, молодая актриса понимала – о такой роли можно только мечтать. Ее партнером Иван Слуцкий в роли поручика Ржевского.

Вторую романтическую линию постановки выстроила пара Луизы Жермон (Елена Вырезкова) и Петра Пелымова (Алексей Шрамко). Знаменитую арию Жермон Елена Вырезкова исполнила сочно, ярко, достойно образца Татьяны Шмыги.

Удачно дебютировал в роли Винсенто Сальгари (испанца воевавшего в составе наполеоновской армии) выпускник красноярского театрального училища Роман Ридзель. Трогательный, немного растерянный южанин, снискал любовь зрительниц.

В массовых сценах участвовали курсанты МЧС. Театр оперетты уже давно сотрудничает с Сибирским институтом пожарной безопасности, и в постановке на военную тему это сотрудничество проявилось самым выгодным образом. Столько красавцев-парней на сцене – это половина успеха любой постановки. Тем более, что юношам ничего не приходилось особенно играть – гусарская удаль у них в крови.

Особое настроение спектакля создавал оркестр. В спектакле была использована не только музыка Тихона Хренникова, но и композиции Геннадия Гладкова, Николая Стрельникова, Юрия Милютина. В этом спектакле оркестр работал под руководством нового дирижера театра оперетты Бориса Ошивалова.

Главный балетмейстер театра Михаил Лаврентьев – поставил красочные балетные номера. И не только классический опереточный кан-кан, но и плац-парад с боевыми барабанами, лихие батальные эпизоды. Основное историческое действо разбавлялось обилием застольных и разгульных сцен. Лязг оружия, звон бокалов и визг кокоток – на сцене царило подлинное гусарство в самых откровенных его проявлениях. Противники подобных архитектурных излишеств недоумевали – как это все вяжется с основной сюжетной линией? Апогеем шоу стала «тяжелая артиллерия». Пушки, стоящие в «карманах» сцены сразу же насторожили бывалых театралов. И действительно, сие «ружье» выстрелило. На финальной ноте «Жженки» прогремел залп орудий. Театральная артиллерия произвела оглушительный залп…конфетти. А чего вы ожидали? Это же оперетта!

Избыток красок сам режиссер спектакля объясняет так: «Разве на войне мало спецэффектов? Но как же их изобразить в музыкальном спектакле? Не заряжать же пушку настоящими ядрами – я думаю, зритель не оценил бы такого натурализма. А если серьезно, в постановке действительно много именно военных атрибутов. Например, плац-концерт – это совершенно военная вещь. Кроме того, я убежден, что зрелищность – это основная составляющая успешной театральной работы».

И действительно, спектакль был удостоен благосклонных оценок красноярских критиков и будет представлен на краевых и всероссийских театральных конкурсах.

Ксения Зюзина
Газета «Город и горожане»/№7/31 января 2013 г.

TOP