Олег Мокшанов: «Что получится, мне и самому интересно»
В Театре оперетты готовится к постановке спектакль «Провинциальные анекдоты» по пьесе Александра Вампилова. Любая премьера — событие для театра. Но это — вдвойне интересное и необычное. Ведь Театр оперетты не ставил драматических спектаклей уже очень давно, хотя в 60-70-х годах такой опыт был. Режиссер-постановщик «Провинциальных анекдотов» — Олег Мокшанов.
Олег Мокшанов родился и окончил среднюю школу в Красноярске-26. Профессиональное образование получил в Иркутском театральном училище, позже прошел театральные курсы при «Театре СОЛНЦА» Иркутское театральное училище в Париже. В 1978 работал в Иркутском ТЮЗе. В 1993 играл в Русском театре Литвы. Артист Воронежского муниципального Камерного театра с 1994. Снимался в кино, работал на телевидении и Радио России. Заслуженный артист РФ (1996). Живет во Франции. С мая 2015 года работает в Театре оперетты г.Железногорска.
- Олег Владимирович, почему театр решил вернуться к постановке драматических спектаклей?
В городе нет профессионального драматического театра. Есть самодеятельные, они активно работают, и это прекрасно. Но все же задавать тон, устанавливать планку должны профессионалы.
Именно поэтому я обратился к дирекции с предложением поставить «Провинциальные анекдоты» и нашел поддержку и понимание. Руководство театра решилось на этот эксперимент, хотя отношение к нему у коллег разное. Что получится — мне и самому интересно!
В любом случае — это что-то новое, это развитие, выход из зоны комфорта. А это всегда полезно для творчества.
В труппе много интересных артистов. Да что там много — все интересны! Думаю, этот опыт поможет и каждому актеру раскрыть полнее свой потенциал, а в конечном итоге поднимет на новый уровень и качество работы в музыкальных спектаклях.
- Какие-то трудности в работе над спектаклем есть?
Самая главная, как выяснилось — найти достаточно времени для репетиций. Это не так-то просто, ведь у театра много выездных спектаклей.
- Почему была выбрана для постановки именно эта пьеса?
Прежде всего, Александр Вампилов — можно сказать, наш земляк. Сибиряк, родом из Иркутской области. Невероятно талантливый. За свою очень короткую жизнь он стал одним из самых ярких советских драматургов. Я не знал его, но лично общался с людьми его круга, общими знакомыми.
Нужна была легкая, увлекательная пьеса — и «Провинциальные истории» подошли идеально.
- В спектакле использована музыка Гия Канчели к фильму «Кин-дза-дза» Георгия Данелия. Чья это идея?
Это мое режиссерское решение. Действие пьесы происходит в шестидесятых. Это удивительное, «счастливое советское» время. Еще есть люди, которые его хорошо помнят (я, например). Но оно ушло и больше никогда не повторится.
В те годы государство как никогда пристально интересовалось каждым человеком, его поведением и моральными качествами. И это внимание часто принимало карикатурные, абсурдные формы. Во всяком случае, для нас сейчас они так выглядят. На этом и строится сюжет «Анекдотов».
И в «Кин-дза-дза» то же самое — странная планета, люди, казалось бы, очень похожие на нас, но с совершенно другими понятиями, нравственными ориентирами. И точно так же нужно продираться через нелепые и смешные ситуации в попытках их понять.
Да и музыка Канчели великолепна! И то, что мы ее используем в спектакле, очень логично в Год кино.
- Вы сказали — посмотрим, что получится… В каком случае вы будете считать, что спектакль удался?
Я бы хотел, чтобы каждый зритель вышел после спектакля эмоционально обновленным, взбудораженным. Чтобы ему захотелось жить, быть внимательнее к себе и к окружающему сейчас, каждую минуту. Ведь мы так устроены, что всегда ждем счастья в будущем. Но проходит время, будущее наступает — а счастья там нет! Оно, оказывается, было в прошлом!
Счастье — всегда, везде, в тот момент, в котором мы живем. Если наш зритель приблизится к пониманию этого, если после спектакля его мир хоть немного изменится к лучшему — я буду доволен результатом.
Беседовала Светлана Калиничева
Газета «Город и горожане», №5 от 4 февраля 2016 года