В пятницу, 12 февраля, на сцене Театра оперетты состоялась премьера музыкальной комедии «Ограбление в полночь». В основу спектакля была положена одноименная пьеса Владимира Константинова и Бориса Рацера, написанная по мотивам фельетона югославского драматурга Мирослава Митровича. Посмотреть детективный спектакль с разоблачением грабителя, столкнувшегося с вороватым заместителем директора супермаркета, пришли в этот вечер почти триста зрителей, среди них нашлось место в партере и для журналистов «ГиГ».

Все новое - хорошо забытое старое

Полчаса до премьеры. В фойе на втором этаже Дворца культуры немноголюдно. Публика еще проходит контроль на входе, приобретает программку, раздевается в гардеробе. Мы специально пришли пораньше, чтобы успеть побеседовать с директором Театра оперетты и режиссером-постановщиком спектакля «Ограбление в полночь» Александром Потылициным.

- Это был первый мой спектакль в железногорском театре, который я поставил 20 лет назад. К сожалению, его показы тогда были недолгими - всего раза четыре, в силу технических обстоятельств, - вспоминает Александр Викторович. - Сейчас мы сделали новые декорации, пошили костюмы, поставили современную хореографию, играют другие актеры. Поэтому считается, что это премьера. В 1978 году был снят одноименный фильм на киностудии «Ленфильм». В нем участвовали Олег Басилашвили с Владиславом Стржельчиком, а также Наталья Тенякова и Ирина Понаровская. Этот спектакль по сей день идет во многих театрах. И мы решили вернуться к этому материалу, ведь он достаточно интересный и зажигательный. Музыкальная комедия положений, современный водевиль с элементами детектива. Музыку написал наш маэстро, заслуженный деятель искусств РФ Леонид Балабайченко.

По словам режиссера-постановщика, в 2021 году история пьесы актуальности не теряет. Напротив, из-за ограничений, введенных в России во время пандемии Covid-19, зритель изголодался по комедийному жанру. Люди устали от запретов и стресса и с большой охотой идут в театр, чтобы отвлечься от повседневных проблем. Но, как водится, под маской комедиантов скрывается жизненная история с философской подоплекой. О чем мы не преминули поговорить с Сергеем Китаевым, который на сцене железногорского театра оперетты с 2004 года.

- Сегодня я буду играть честного вора. Считаю, в современном мире нужно и важно показывать такие роли, потому что двойные стандарты никто не отменял, - отметил актер.

- У нас до сих пор очень сложно человеку после пребывания в местах не столь отдаленных устроиться на нормальную работу. Даже если тот признал свои ошибки и исправился.

Считаю, что это дискриминация. Я понимаю, есть разные статьи, но это не значит, что человек априори не может получить второго шанса. К примеру, Спартак Васильевич Мишулин сидел за воровство по малолетке, потом стал талантливым актером, известным «Карлсоном», любимым всей страной. К сожалению, подобные истории у нас не редкость, для реабилитации таких вещей о них надо рассказывать.

Здесь стоит немного забежать вперед и сделать акцент на роли грабителя, с которой Сергей Китаев, положа руку на сердце, прекрасно справился. Дело в том, что по сценарию вор Дьола, пробравшийся ночью в магазин, по факту оказывается честнее заместителя директора, чей бутик он собирался обчистить. И это только один из непредвиденных поворотов комедии, предложенный на суд местных театралов. В спектакле «Ограбление в полночь» есть и кражи, и обман, и приключения, и разоблачения, и конечно же, любовная интрига. Также в сюжетную линию органично вплетены балетные номера, постановщиками которых стал главный балетмейстер театра Михаил Лаврентьев.

- В любом спектакле есть не только танцы, но и перемещения героев в мизансценах под музыку, - рассказал заслуженный работник культуры Красноярского края Михаил Лаврентьев. - Я отвечаю за все пластические решения во время постановки. Певцам оперетты танцы не мешают, хотя совмещать все вместе непросто. У вокалистов диафрагма настроена на определенную нагрузку, они знают приемы, которые позволяют им в танце не задыхаться. В 2001 году мы с Александром Викторовичем первый раз поставили данный спектакль. Но с тех пор все поменялось. Нет тех актеров, акценты расставлены другие, хореография изменилась. Поэтому нет предела совершенству, это бесконечный процесс.

В свете софитов

Итак, премьера! В зале Дворца культуры зрители в масках сидят через кресло - ограничительные меры, введенные из-за пандемии, никто не отменял. На премьеру спектакля пришла в основном публика от тридцати пяти лет и старше. Дамы в строгих вечерних платьях, рядом мужчины в костюмах-двойках. Пока пробирались сквозь ряды, заметили в зале двух заместителей главы ЗАТО г.Железногорск - Евгения Карташова и Дмитрия Герасимова, председателя профсоюзной организации АО «ИСС» Валентина Романенко и директора школы 98 Игоря Рыженкова. Расселись по местам. Свет погас. Грянула ритмичная мелодия в исполнении оркестра под управлением Андрея Пузанова. Смешные хитросплетения сюжета комедии с оттенком детектива развиваются в супермаркете. Нахапавший чужого добра заместитель руководителя магазина по имени Милан засиделся ночью на работе. Он ломает голову над тем, как свести дебет с кредитом и со страхом ожидает ревизии, с которой должен прибыть с минуты на минуту владелец торговой точки. Как быть? Где взять недостающие деньги? Внезапно в супермаркет проникает бандит Дьола.Направив на замдиректора пистолет, он ставит его к стенке и спрашивает, все ли деньги на месте. Выясняется, что вор принял замдиректора за другого грабителя. А Милан принял грабителя за налоговика. Оба вздыхают с облегчением. У замдиректора все время звонит телефон. Жене Илонке он говорит, что будет утром, а любовнице Цице - что скоро придет. Вместе с грабителем Милан инсценирует взлом кассы и вдобавок предлагает Дьоле в подарок любые товары в магазине. Тот удивлен - впервые он встречает такого любезного торговца. Эту идиллию нарушают своим приходом сначала любовница, потом жена. Услышав голос жены, любовница прячется в туалет, где уже сидит спрятавшийся вор. Жена Илонка решает подождать мужа. Тот пытается выпроводить ее. Но супруга подозревает, что в туалете прячется любовница. В итоге оттуда выходит грабитель Дьола, вынужденный представиться ей директором, как, наверное, он уже представился в туалете любовнице замдиректора Цице. Не заподозрив подвоха, сначала уходит жена, получив в подарок шубу любовницы. Потом уходит любовница, получив в подарок манто из магазина. И наконец-то замдиректор-ловелас и вор остаются одни. Милан признается, что он весь в долгах и хочет списать их под грабеж. Дьола обескуражен и собирается уходить - рисковать своей шкурой за чужую недостачу он не хочет. Но Милан идет на шантаж и предупреждает вора, что утром вызовет милицию - кругом отпечатки пальцев, касса взломана. Грабитель решает не ждать до утра и зовет полицейского. Появляется инспектор. Дьола заявляет, что была попытка ограбления, а грабитель - он. В это время прибегает любовница Цица, которая узнает, что директор на самом деле обычный вор, и тут же возвращается к замдиректору. Затем прибегает жена. Она возмущена, что застукала мужа с любовницей. Полицейский сбит с толку и не может найти ответ на вопрос, кто же все-таки стал виновником неразберихи? А герои комедии уверяют стража порядка, что набедокурил драматург, сочинивший эту историю.

Мнение зрителя

Как вы могли понять, спектакль «Ограбление в полночь» предназначен для внимательной публики. Закрученный сюжет, много музыки, юмора, загадок и шуток, которые вплетены даже в тексты песен. Отдельного внимания заслуживает слегка откровенная роль Цици, любовницы замдиректора, которую безупречно исполнила Наталия Рон. Напомним, актриса с 2012 года работает в театре оперетты Железногорска, а в 2016 году была удостоена Хрустальной маски на краевом фестивале «Театральная весна» в номинации «Лучшая женская роль второго плана в оперетте» за роль Розмари в оперетте И. Кальмана «Герцогиня из Чикаго». Конечно, о степени дозволенной откровенности танцев Цици во время спектакля можно дискутировать, но с тем, что они произвели яркое впечатление на мужскую половину публики в зале, спорить сложно. Ведь в первую очередь зрителю важны не столько эмоции актеров, сколько сама способность их вызвать у публики. О чем мы, кстати, и расспросили железногорцев во время антракта.

- Я являюсь фанаткой нашего театра, обожаю его и люблю. И хожу на все премьеры, - рассказала Анна Рыженкова. - Сегодня очень легкий, прекрасный спектакль, комедия про семейные отношения, измены, обман и грабеж. Очень жизненно. Нравится игра актеров, особенно я рада возращению в театр Максима Карчуганова, который много лет здесь не появлялся.

- Ну что сказать? Это событие для Железногорска. Достаточно большое количество людей пришло, которые любят театр. Были сегодня, конечно, откровенные новшества, я такие, если честно, в нашем городе первый раз вижу, - отметил Евгений Карташов. - Но люди улыбаются, смеются, значит, спектакль им понравился. Сам стараюсь не пропускать премьеры и обращаю внимание, что люди в театр ходят. Надо посмотреть, правда, что и в рамках рядовых спектаклей происходит. Не скрою, накануне мы были на обычном представлении - там людей поменьше. Но сегодня аншлаг! Наконец-то заканчивается эта история с пандемией, мы учимся заново ходить в театры, кинотеатры и библиотеки.

Потихоньку оживаем!

- Постановка довольно-таки современная и смешная. В прошлом году попасть в театр не удавалось из-за пандемии, сейчас все соскучились. Запомнились откровенные танцы Цици, по-моему, она поразила всех, я такого, по крайней мере, еще не видела. В разных постановках есть такая роль. Мне кажется, эта же актриса играла Миледи в «Трех мушкетерах», у нее тоже там был вызывающий образ. Но не настолько, - оценила игру актрисы Светлана. - Друзьям порекомендую. Для того чтобы отдохнуть после работы, поход в театр идеально подходит. Предпочитаю живое выступление, а не пялиться в телевизор или интернет.

- Было весело. Не так часто хожу в театр, представление очень понравилось. Игра актеров была на высоком уровне. В общем, скучать не пришлось, музыка, свет - все в тему, - высказался Владимир.

- Я была на предыдущем спектакле «Жених с доставкой на дом», было смешнее. Хохотали всем залом полтора часа. Сейчас как-то по-другому. Когда взрыв в сейфе раздался, я испугалась, - добавила Марина. - Понравился бандит: прикольный, смешной и забавный.

Подготовил Александр Котенев
газета "Город и горожане"

Театр оперетты открыл новый 63-й сезон премьерой мюзикла «Три мушкетера», в котором звучит легендарная музыка Максима Дунаевского. И впервые за много лет, кроме привычных железногорскому зрителю танцев и вокальных номеров, на главной сцене города происходил настоящий экшн с драками и поединками на шпагах.

Ставить премьеру пригласили молодого столичного режиссера Николая Панина. И он признался, что не сразу согласился работать над спектаклем, сюжет которого отлично известен по фильму с Михаилом Боярским в роли отважного гасконца.

- Конечно, я понимал, что зрители станут сравнивать. Спектакль всегда будет вторичен, но мы решили рискнуть, потому что не было цели переплюнуть киноленту. У нас разные жанры. Не ставил задачи соперничать с фильмом - наоборот, в каком-то смысле мы решили взять его в союзники. Также я уверен, что у железногорской публики есть любимые артисты, и зрители идут посмотреть на то, как тот или иной образ они воплотят, - считает режиссер.

Подготовка к премьере шла в условиях ограничений, поэтому, по словам Николая Панина, репетировали актеры в масках, зачастую половиной состава.

Дуэлянты, забияки

В мюзикле много массовых сцен, и уже не в первый раз не хватило артистов на мужские роли. И поэтому практически всем пришлось выступать в двух составах. Это Иван Слуцкий (д’Артаньян), Сергей Китаев (Портос), Максим Карчуганов (Атос), заслуженный артист РФ Николай Алексеев (король Людовик XIII), Виктор Бояринов (кардинал Ришелье), Антон Кирса (Герцог Бекингем). Роман Ридзель исполнял сразу две роли (Де Тревиль и Бонасье).

Из-за болезни артиста Сергея Хихича партию Арамиса срочно пришлось учить Максиму Бутычу. Поэтому графа Рошфора вместо Максима играл и вовсе дебютант - постановщик сценических поединков на шпагах Вячеслав Писаренко. Ему также доверили исполнять и роль Де Жюссака.

- Я хоть раньше и выходил на сцену, но не в качестве актера такой масштабной постановки, - признался Вячеслав. - Это было очень волнительно. Тем более изначально меня пригласили совсем для другой работы. Надеюсь, мои герои получились.

О своей работе с труппой мастер шпаги рассказал, что самым сложным было даже не собственно научить актеров эффектно фехтовать и сходиться в рукопашных схватках, а уложится в сроки. На репетиции поединков было отведено всего три недели. Плюс Вячеслав Писаренко провел несколько тренировок до начала основной работы над спектаклем - научил артистов базовым стойкам, перемещениям, атакам и защите. Красноярский специалист обращал внимание не только на красоту и зрелищность приемов, но и на соблюдение техники безо-пасности. У всех шпаг на клинке есть обязательная защита, а если действовать неаккуратно, можно нанести существенные повреждения. Но как рассказали актеры, на репетициях страдали в основном корзины и другой реквизит.

- Уже имея некоторый опыт постановки сцен боев и поединков, могу отметить: тем, кто занимается танцами, легче освоить искусство сценического фехтования. Поэтому артистам балета, которые участвовали в массовых сценах, оказалось немного проще драться, чем исполнителям главных ролей. Здесь приятно удивил Сергей Китаев, он просто шикарен! Не только фехтование, но и драки освоил быстрее остальных, - отметил Вячеслав Писаренко.

Сам же исполнитель роли Портоса перед премьерой переживал, что сложно сыграть настоящую дружбу. И во время репетиций он отметил, что эта постановка не только о приключениях четырех друзей, но и о верности, чести, доблести и мужском слове. Тех качествах, которые, к сожалению, в современном мире встречаются все реже, когда один за всех и все за одного.

Королева одна, жертва злобной молвы

Немного смутило зрителей начало спектакля. Не все сразу поняли, что молчаливый старик (его играет начальник железногорской «Атом-охраны» Евгений Шерстнев), который наблюдает за приключениями мушкетеров, это д’Артаньян в старости. И повествование построено на его воспоминаниях. Но уже с момента, когда молодого гасконца провожает в Париж его отец (играет Александр Потылицин), все встает на свои места.

В центре сюжета - история с алмазными подвесками королевы Анны Австрийской (Валерия Зеленская, Нелли Оводова). Сразу хочется отметить: королевы получились разные, и какая из актрис больше раскрыла образ гордой испанки, решать, конечно, зрителю. Кроме этого, конечно, не обошлось без козней его высокопреосвященства, Марлезонского балета, трагической смерти Констанции, попытки отравления мушкетеров в трактире, где произошла одна из самых эффектных драк, осады Ла-Рошели и вынесения приговора Миледи. Главная злодейка Франции предстает в образе роковой брюнетки (Наталия Рон) и холодной расчетливой блондинки (Елена Вырезкова). Ольга Зайцева в роли Аббатисы скрупулезно скопировала жесты и мимику с экранной героини, но смотрится все это вполне органично. Зрители отметили, что Татьяна Летавина в роли Констанции внешне очень похожа на Ирину Алферову. По признанию актрисы, ей было непросто передать одновременно скромность и страсть.

- Мне всегда казалось, что Констанция хрупкая и нежная, и мы с ней в этом похожи. Но на деле она не такая. Надо было это так преподнести, чтобы не переусердствовать, но в то же время показать зрителю, что с д’Артаньяном она все время находится в легком флирте, - объяснила актриса.

Отдельно хочется отметить работу хора и балета. Удивило, что артисты хора не только исполняли вокальные партии, но и танцевали, причем ничуть не хуже, чем профессионалы труппы. И массовка в постановке нисколько не отвлекала от основного действия, а очень органично вписалась в него. Судьбе не раз шепнем: мерси боку!

Мало кто знает, что пьеса по произведению Александра Дюма впервые была поставлена в 1974-м, а знаменитый советский фильм вышел только четыре года спустя. Со сцены прозвучали хиты: «Констанция», «Марш гвардейцев кардинала», «Молитва королевы», «Песня о дружбе», «Есть в графском парке черный пруд» и другие. Тогда же зрители услышали и композиции, которые не вошли в киноленту - песню кармелиток, дуэт Аббатисы с Миледи и финальное соло помощницы Ришелье перед казнью.

И знаменитому «Пора-пора-порадуемся» зрители тоже подпевали. Эта композиция и была написана специально для фильма, в первом варианте музыкального спектакля ее не было. Но без нее история о дружбе четырех друзей, согласитесь, была бы неполной.

У железногорцев еще будет возможность посмотреть спектакль, очередной показ запланирован на 18 ноября.

Екатерина МАЖУРИНА
газета «Город и горожане»

TOP