В Театре оперетты готовится к постановке спектакль «Провинциальные анекдоты» по пьесе Александра Вампилова. Любая премьера — событие для театра. Но это — вдвойне интересное и необычное. Ведь Театр оперетты не ставил драматических спектаклей уже очень давно, хотя в 60-70-х годах такой опыт был. Режиссер-постановщик «Провинциальных анекдотов» — Олег Мокшанов.

Олег Мокшанов родился и окончил среднюю школу в Красноярске-26. Профессиональное образование получил в Иркутском театральном училище, позже прошел театральные курсы при «Театре СОЛНЦА» Иркутское театральное училище в Париже. В 1978 работал в Иркутском ТЮЗе. В 1993 играл в Русском театре Литвы. Артист Воронежского муниципального Камерного театра с 1994. Снимался в кино, работал на телевидении и Радио России. Заслуженный артист РФ (1996). Живет во Франции. С мая 2015 года работает в Театре оперетты г.Железногорска.

- Олег Владимирович, почему театр решил вернуться к постановке драматических спектаклей?

В городе нет профессионального драматического театра. Есть самодеятельные, они активно работают, и это прекрасно. Но все же задавать тон, устанавливать планку должны профессионалы.

Именно поэтому я обратился к дирекции с предложением поставить «Провинциальные анекдоты» и нашел поддержку и понимание. Руководство театра решилось на этот эксперимент, хотя отношение к нему у коллег разное. Что получится — мне и самому интересно!

В любом случае — это что-то новое, это развитие, выход из зоны комфорта. А это всегда полезно для творчества.

В труппе много интересных артистов. Да что там много — все интересны! Думаю, этот опыт поможет и каждому актеру раскрыть полнее свой потенциал, а в конечном итоге поднимет на новый уровень и качество работы в музыкальных спектаклях.

- Какие-то трудности в работе над спектаклем есть?

Самая главная, как выяснилось — найти достаточно времени для репетиций. Это не так-то просто, ведь у театра много выездных спектаклей.

- Почему была выбрана для постановки именно эта пьеса?

Прежде всего, Александр Вампилов — можно сказать, наш земляк. Сибиряк, родом из Иркутской области. Невероятно талантливый. За свою очень короткую жизнь он стал одним из самых ярких советских драматургов. Я не знал его, но лично общался с людьми его круга, общими знакомыми.

Нужна была легкая, увлекательная пьеса — и «Провинциальные истории» подошли идеально.

- В спектакле использована музыка Гия Канчели к фильму «Кин-дза-дза» Георгия Данелия. Чья это идея?

Это мое режиссерское решение. Действие пьесы происходит в шестидесятых. Это удивительное, «счастливое советское» время. Еще есть люди, которые его хорошо помнят (я, например). Но оно ушло и больше никогда не повторится.

В те годы государство как никогда пристально интересовалось каждым человеком, его поведением и моральными качествами. И это внимание часто принимало карикатурные, абсурдные формы. Во всяком случае, для нас сейчас они так выглядят. На этом и строится сюжет «Анекдотов».

И в «Кин-дза-дза» то же самое — странная планета, люди, казалось бы, очень похожие на нас, но с совершенно другими понятиями, нравственными ориентирами. И точно так же нужно продираться через нелепые и смешные ситуации в попытках их понять.

Да и музыка Канчели великолепна! И то, что мы ее используем в спектакле, очень логично в Год кино.

- Вы сказали — посмотрим, что получится… В каком случае вы будете считать, что спектакль удался?

Я бы хотел, чтобы каждый зритель вышел после спектакля эмоционально обновленным, взбудораженным. Чтобы ему захотелось жить, быть внимательнее к себе и к окружающему сейчас, каждую минуту. Ведь мы так устроены, что всегда ждем счастья в будущем. Но проходит время, будущее наступает — а счастья там нет! Оно, оказывается, было в прошлом!

Счастье — всегда, везде, в тот момент, в котором мы живем. Если наш зритель приблизится к пониманию этого, если после спектакля его мир хоть немного изменится к лучшему — я буду доволен результатом.

Беседовала Светлана Калиничева
Газета «Город и горожане», №5 от 4 февраля 2016 года

2015-й для актёра Театра оперетты Ивана Слуцкого имеет особое значение: во-первых, в этом году ему исполнилось 30 лет, а, во-вторых, пять лет назад он был принят в труппу железногорского театра.

- Обычно творческие способности проявляются у людей в раннем детстве: кто-то — «звезда» всех школьных утренников, другие поражают всю семью проникновенным чтением стихов. А Ваш талант, Иван, когда начал о себе заявлять?

В детском саду Астаны я был главным непоседой и выдумщиком: постоянно всех разыгрывал, что-то вытворял, придумывал какие-то забавные сценки. В общем, театр одного актёра. А в школе, до восьмого класса меня звали никак иначе как «Ваня, насмеши». Люблю дарить людям радость. Такова уж моя природа. Иначе не умею и не могу.

Потом моя семья переехала из Казахстана в Красноярский край, и девятый класс я уже заканчивал в Ачинске.

Когда пришло время решать, на кого пойти учиться после школы, я заявил, что намерен постигать строительную науку, но родители настояли на том, чтобы поступал в автотранспортный техникум. Старшим не стал перечить и отнёс документы в техникум на специальность «Ремонт и обслуживание автомобильного транспорта». Кстати, именно там я стал активно участвовать в самодеятельности – пел, играл на баяне. Меня регулярно посылали на различные творческие конкурсы, на которых я занимал призовые места. К слову, я являюсь лауреатом Молодёжной премии Президента России.

- На баяне играете? Наверное, как многих детей, в музыкальную школу отдали папа с мамой?

Нет, я сам очень хотел научиться играть на баяне. Но в первый год набора у меня не было своего инструмента. Вскоре обстоятельства сложились таким образом, что у нас в доме появился баян. Естественно, что я сразу же начал самостоятельно осваивать инструмент. А спустя год пошёл в музыкальную школу, так что занимался уже под присмотром профессионального педагога. Кстати, будучи студентом Красноярского училища искусств, я благодаря баяну, зарабатывал на жизнь.

А в училище меня пригласили почти сразу после того, как окончил техникум. И вот тогда, пожалуй, у меня и появилось желание развивать себя в музыкальном плане. Правда, после первого года в училище я понял, что у меня не хватит терпения учиться девять лет. В то время было принято сначала в течение четырёх лет набираться ума-разума в училище, а потом ещё пять – в академии. Но я решил сломать общепринятые стандарты. Тем более, что на тот момент в академии всё ещё работала Екатерина Константиновна Иофель, учитель моего кумира – известного на весь мир оперного певца Дмитрия Хворостовского. Ради учёбы у неё я был готов на всё! И, слава Богу, она не отказала мне и взяла в ученики. У Екатерины Константиновны я научился многому. Она всегда говорила мне, что петь нужно о чём-то, кому-то и с каким-то чувством. И, каждый раз выходя на сцену, я вспоминаю её слова.

- Вы готовились стать оперным певцом, а стали актёром театра оперетты. Крутой вираж, однако…

Я с третьего курса академии уже рвался в бой, хотел работать профессионально. И в это время как раз поступило приглашение из железногорского театра. А поскольку оперетта меня всегда привлекала динамикой, весёлой атмосферой и яркостью красок, то согласился. Нисколько не жалею о принятом тогда решении. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И если бы мне сейчас предложили перейти на работу в оперный театр, ответил бы отказом. Хотя с большим удовольствием исполняю оперные партии. Например, в рамках сольного концерта, который намечен на 14 ноября, я намерен исполнить, в частности, арию Грязнова из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста», арию Трубадура из одноимённой оперы Джузеппе Верди и другие. А в декабре хочу попробовать спеть партию Фигаро из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» на концерте, посвящённом юбилею главного дирижёра Театра оперетты Леонида Аркадьевича Балабайченко. Надо отметить, что все вещи достаточно непростые, но чем сложнее, тем интереснее. Заодно проверю себя.

Официально я баритон. Хотя диапазон голоса достаточно широкий, поэтому могу и теноровые партии исполнять. А в основном все партии для героев оперетт написаны для теноров. Пока могу петь – пою тенором и достаточно комфортно чувствую себя в этой роли.

- В театре Железногорска Вы сыграли в более десяти постановках. Недавно предстали перед публикой в образе принца Шандора из оперетты Имре Кальмана «Герцогиня из Чикаго». А есть роль особо любимая?

Честно говоря, каждая роль по-своему мне дорога. Например, Николка в оперетте «Бабий бунт». Во-первых, это моя первая роль в театре, во-вторых, благодаря этой постановке я познакомился со своей супругой Татьяной, она пела в хоре.

А в мюзикле «Все жёны лгут» я могу вволю подурачиться. Да и все мои партнёры говорят, что очень заводной мюзикл. Так что у каждой роли, у каждой постановки есть что-то своё, любимое.

- А если говорить о будущих ролях… Кого мечтаете сыграть?

Мне интересно всё! Я готов экспериментировать.

- Некоторые считают, что человек творческий не способен что-то делать руками, ему это даже неинтересно. Про Вас так не скажешь. Насколько мне известно, Вы занимаетесь строительством печей.

Началось всё с того, что в доме, где жили бабушка с дедушкой и тётей, была старая печь, которая давно требовала серьёзного ремонта. А переложить печь – дорогое удовольствие. Так, собственно, и жили… Я потихоньку стал интересоваться этим вопросом, читать разную литературу. В итоге самостоятельно разработал проект и своими силами его реализовал. Печь уже многие годы исправно работает. Так появилась мысль – а почему бы не заняться этим ремеслом вплотную. Тем более, что нести людям тепло в буквальном смысле этого слова, очень приятно.

Оказалось, что кладка печей — достаточно прибыльное занятие. Отремонтировать печь занимает мало времени, а вот построить печь с нуля — настоящий творческий процесс, требующий внимания к каждой детали.

- Ещё Вы серьёзно увлекаетесь садово-огородными делами.

Когда мы жили в Казахстане, у всех родственников были дачи, поэтому жить и работать на земле мне всегда нравилось. И когда я обосновался в Железногорске, то стал подумывать насчёт того, что надо бы завести участок. Тем более, что в здешних местах удивительная природа, с которой хочется общаться теснее и чаще. Дачу выбирал очень долго. Хотелось, чтобы всем моим запросам отвечал участок. В итоге купил землю на самом отшибе. Люблю уединение и тишину.

Со временем я начал смотреть на садово-огородные дела шире, стал замечать какие-то проблемы, которые существовали на тот момент в нашем садовом обществе. И тут подумалось, что можно было бы свою лепту внести в общее дело, помочь и себе и окружающим. Когда новый председатель нашего садового общества спустя три месяца после выборов в эту должность исчез, оставив массу нерешённых проблем, тут я окончательно для себя решил, надо брать инициативу в свои руки.

Вот уже как год возглавляю наших дачников. И, кстати, кое-каких успехов удалось добиться. В частности, у нас большие проблемы с электроснабжением: не хватает мощности, так как существующая подстанция не только наши участки снабжает электроэнергией. Я обратился с просьбой помочь в решении вопроса к генеральному директору Горно-химического комбината Петру Михайловичу Гаврилову. Он не отказал. Подстанция уже есть. Он обещал выделить специалистов для того, чтобы её запустить. Очень рад, что камень удалось сдвинуть с мёртвого места.

- Вы, к тому же, и начинающий пчеловод.

Мой сосед по даче давно занимается разведением пчел. Я к нему частенько наведывался, расспрашивал что да как. Было любопытно. В итоге решил тоже попробовать. Тем более, что другой пчеловод предлагал ульи по дешёвке. В придачу к пчёлам он снабдил меня различной литературой на эту тему, дал массу наставлений. Кстати, мой сосед теперь хочет и вовсе передать мне своё дело.

- Иван, признаться честно поражена! Вы и в театре играете, и двух дочерей воспитываете, и дачными делами занимаетесь, и пчёл разводите, и печи кладёте… Удивительно, как у Вас на всё хватает времени и сил?

Я приверженец здорового образа жизни. Занимаюсь йогой, обливаюсь водой, по утрам обязательно зарядка. Если пропустишь день, то уже не то. И именно такой подход позволяет поддерживать организм в тонусе, сохранять бодрость духа! Всем настоятельно советую!

Беседовала Власта Винская

Имя главного дирижёра Театра оперетты, Заслуженного деятеля искусств РФ Леонида Балабайченко известно далеко за пределами Железногорска и Красноярского края. За более чем 40-летнюю творческую деятельность им сделан достойный вклад в развитие культуры России.

Накануне своего 80-летия Леонид Аркадьевич рассказал о том, легко ли быть дирижёром, о любимой музыке и почему поначалу он терпеть не мог оперетту.

- Я родился в 1935 году в Днепропетровске. Моя мама закончила Харьковскую консерваторию и была пианисткой, а отец был актёром музыкального театра, поэтому нет ничего удивительного в том, что уже в четыре года я начал осваивать с помощью мамы пианино.

Но свои коррективы в планы внесла война. Папа ушёл на фронт, а мне с мамой пришлось уехать в эвакуацию.

Домой мы вернулись в 1944 году. Днепропетровск был сильно разрушен: сначала немцы бомбили, потом наши, когда освобождали город от фашистских захватчиков. В общем, камня на камне не осталось. От нашего дома уцелела одна стена и, что удивительно, не тронутым осталось пианино, которое стояло около этой стены.

Чудом сохранившийся инструмент перетащили в дом бабушки. Тогда же я поступил в музыкальную школу. Параллельно учился в общеобразовательной. Безусловно, было непросто. Тем более, когда мне нужно было учить уроки, а во дворе мальчишки гоняли мяч.

Но не жалею потраченного времени в детстве на образование, тем более, музыкальное. На мой взгляд, люди, владеющие каким-либо музыкальным инструментом, находятся на другом уровне по сравнению с другими. Я нисколько не хочу принизить тех, у которых нет способности к игре на пианино или скрипке. Ведь они могут быть замечательными профессионалами в какой-то другой сфере, где я, например, полный профан. Просто музыкальное образование, как мне кажется, открывает перед человеком новые возможности, он познает новые грани своей души и окружающего мира, он видит и слышит происходящее вокруг совсем по-другому.

Правда, после окончания школы я резко охладел к музыке. В итоге был зачислен на вечернее отделение, вопреки ожиданиям родителей, в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Днём я был обязан согласно условиям образовательного процесса работать: устроился на номерной военный завод чертёжником.

Но тут пришла повестка из армии. Уже в штабе Киевского военного округа узнал, что нужен был чертёжник-топограф, а я был обычным чертёжником. Но ничего не поделаешь. Пришлось перестраиваться оперативно. Год отработал чертёжником в роте.

Кстати, в армии вновь вернулось желание заниматься музыкой. Даже уговорил начальство, чтобы меня перевели в военный духовой оркестр, а затем, чтобы демобилизовали раньше положенного срока, чтобы я смог поступить в киевскую консерваторию и не потерял год. И в этом вопросе немаловажную роль сыграл Василий Иванович Чуйков, маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, который во время моей службы в армии был командующим Киевским военным округом. Дело в том, что окончательное решение зависело именно от него. И он пошёл мне навстречу. Я ему благодарен по сей день: если бы он мне тогда не разрешил, то я потерял бы год и неизвестно, как бы сложилась судьба. Но, видимо, в планах судьбы не было ставить мне палки в колеса и препятствовать тому, чтобы я стал дирижёром.

В итоге я поступил в Киевскую ордена Ленина консерваторию им. П.И.Чайковского. Ещё будучи студентом третьего курса, меня уже пригласили работать вторым дирижёром симфонического оркестра радио и телевидения Украины.

А когда я учился на пятом курсе, меня вызывал ректор и сказал, что хочет отправить на стажировку в Парижскую консерваторию. Документы для поездки уже все были подготовлены, уже нужно было вылетать, и тут во Франции произошёл путч. Конечно, пришлось забыть о стажировке в другой стране. Ещё не раз судьба предоставляла мне шанс не только утвердиться как дирижёр симфонического оркестра, но и уехать работать за рубеж. В частности, французский дирижёр русского происхождения Игорь Маркевич ездил по разным странам и преподавал мастер-класс. Приехал он на несколько месяцев и в СССР. И он предложил поехать мне его ассистентом в Мексику. А я тогда был ещё студентом пятого курса консерватории и к тому же работал в оркестре телевидения и радио. Но события сложились таким образом, что я остался на Украине. Может быть и это было моим ошибочным решением и мне нужно было проявить решительность и упорство…

В другой раз один из моих педагогов по консерватории, Натан Григорьевич Рахлин, который был главным дирижёром симфонического оркестра в Киеве, уехав в Казань, позвал меня к себе вторым дирижёром с прицелом на то, что, когда он уйдёт на пенсию, то передаст оркестр мне. Но я отказался. Как можно променять Киев на Казань?! Подумал я тогда. Может быть это было ещё одной ошибкой с моей стороны, а может быть и нет… 

И, тем не менее, было очень интересно работать в Киеве.

Кстати, можно сказать, что именно в этот период окончательно сформировался мой музыкальный вкус. В местном нотном магазине у меня были связи, поэтому, когда поступали в продажу редкие, интересные ноты, то специально для меня откладывали экземпляр. В итоге у меня подобралась достаточно интересная коллекция из произведений отечественных и зарубежных композиторов. 

Надо сказать отдельное спасибо моей маме, так как она очень сильно повлияла на меня как на музыканта, на мой вкус. Именно она привила любовь к французской музыке и литературе. Франция до сих пор остаётся моей слабостью. 

После оркестра телевидения и радио меня пригласили в Киевский театр оперетты. Затем — на работу в Волгоград. Потом были Свердловск-44, Пятигорск и Петрозаводск. Кстати, когда я работал в Пятигорске, то мы два раза в неделю выезжали со спектаклями в Кисловодск и один раз в Ессентуки. И вот как-то в Кисловодске ко мне подошёл главный режиссёр Железногорского театра оперетты Семён Леонидович Штивельман и предложил переехать в Сибирь. В итоге в 1979 году я перебрался в Железногорск. 

Удивительно, но я долгое время терпеть не мог оперетту. Всегда питал любовь к симфонической и джазовой музыке. Дело в том, что приходилось зачастую слушать не столько музыку, сколько текст, плоский и пошлый. Меня это раздражало! Но когда я глубже окунулся в мир оперетты и узнал, что есть Штраус, Оффенбах, Легар и Кальман, то понял, что и в оперетте тоже есть настоящая музыка! Но, по правде сказать, оперетте я предпочитаю мюзикл. А самый любимый — «Человек из Ламанчи», музыку к которому написал американский композитор Митч Ли. Слова главного героя «Я хочу, чтобы этот мир стал чуточку добрее» в своё время глубоко поразили меня. Кстати, именно увертюрой «Дон Кихот» я открываю концерт, посвящённый моему 80-летию, который состоится 16 декабря 2015 года в Железногорском Театре оперетты. Подбор программы заключался в том, что оркестр Театра оперетты немногочисленный, а произведения, которые включены в программу концерта, рассчитаны на большой состав. Приходится делать переоркестровку, дописывать, переделывать многое. Работа большая! 

К сожалению, многие ошибочно считают профессию дирижёра простой. Подумаешь, встал за пульт и маши себе палочкой. Ведь у каждого музыканта есть ноты. Что ж тут такого? Нет! Это большой труд! Дирижёр объединяет оркестр, если хотите – он создает музыку. 

Ну, и пусть не сбылась моя мечта и я не стал дирижёром симфонического оркестра. Вся моя невысказанная, по большому счёту, любовь к симфонической музыке всё равно находит выход благодаря ежегодным рождественским концертам на сцене Театра оперетты. При этом я преследую и другую цель – познакомить городскую публику с произведениями, которые ранее не звучали в театре, которые, возможно, они в принципе не слышали ни разу в своей жизни. Ведь, к сожалению, к нам мало кто приезжает из симфонических оркестров. Но людей нельзя обделять. Благодаря концертам, в которых звучит симфоническая музыка, появилась публика, которая с удовольствием посещает их. Помимо этого, такие концерты благотворно влияют и на самих музыкантов нашего оркестра, они также что-то новое узнают, повышают свой профессиональный уровень. Надеюсь, что им интересны такие музыкальные эксперименты. К сожалению, в стране сейчас не ценят по-настоящему искусство. Так было и при коммунистах, и при капиталистах.  

Записала Власта Винская

На сцене Железногорского Театра оперетты вновь станцуют чарльстон. Около 20 лет назад уже была попытка поставить оперетту Имре Кальмана «Герцогиня из Чикаго», но тогда публика не смогла оценить спектакль по достоинству – не то время, не те интересы. Сейчас обстоятельства, как и люди, изменились, и режиссёр-постановщик Антон Лободаев уверен в том, что теперь железногорцы полюбят эту оперетту.

TOP