Мечты сбываются. Остап Бендер

Театр оперетты предложил железногорцам прекрасное средство от весенней хандры. Премьера мюзикла И.Зубкова «12 стульев», которая состоялась 28 марта, похоже, никого не оставила равнодушным: даже самые консервативные зрители аплодировали стоя.

Пожалуй, главное достоинство спектакля состоит в том, что он достоверно воссоздает эпоху 20-х годов прошлого века. Это было сложное и прекрасное время, когда советские люди с воодушевлением строили светлое будущее и умели мечтать. В моде агитационный плакат, а художники еще вольны творить в кубистической манере.

В художественном оформлении спектакля (художник Наталья Миронова) использованы плакаты в духе «Окон РОСТа», а основным элементом декорации является огромный перевернутый стул. Он здесь не только объект охоты для искателей бриллиантов, но и символ ушедшего времени. Кроме того, перемещаясь по ходу действия, этот стул выполняет различные функции. В одной из сцен он напоминает корабль, на котором Остап Бендер плывет в воображении к своей мечте.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Чрезвычайно динамичным его делает поистине безграничная фантазия постановщика (режиссер Антон Лободаев), который придумал интересные задачи не только для актеров, но и для каждого участника массовки. Энергии мюзиклу существенно добавил оркестр под управлением Андрея Пузанова. В спектакле множество ярких массовых сцен, которые с воодушевлением исполнили артисты хора. Трудно сосчитать, сколько костюмов успели они сменить, чтобы изобразить различных представителей советского общества: мещанок на свадьбе Бендера, старушек в богадельне, обитателей общежития. К сожалению, пение хора, снабженного подвесными микрофонами, прорезалось только к середине первого действия. Видимо, звукооператор счел необязательным звучание массовки в первых номерах.

Еще одна характерная черта того времени – богоборчество – интересно проиллюстрирована на примере расстриги отца Федора (его роль исполнил заслуженный артист РФ Николай Алексеев). Арию героя сопровождает аллегорическая фигура в монашеской одежде. Под конец номера монашка сбрасывает рясу и, оставшись в пионерском костюме, покидает сцену строевым шагом. Так в 20-е годы на смену одной идеологии пришла другая.

Помимо динамичных комедийных сцен в этом мюзикле есть и проникновенные лирические арии. Например, брошенная жена Остапа Бендера мадам Грицацуева (Алена Иванцова, в другом составе – Елена Перепелкина) предельно искренне поведала зрителям о своих чувствах, увы, хорошо знакомых многим женщинам. Когда она оплакивала пропажу ситечка для чая, смеяться над ее горем получалось только сквозь слезы.

Настоящим героем своего времени стал авантюрист-романтик Остап Бендер. Со своей бешеной креативностью он бы, наверное, добился успеха и в наши дни. Здоровая конкуренция между исполнителями главной роли с первых репетиций помогала в освоении музыкального материала. Например, вдохновила артистов выучить танго на экзотическом румынском языке. Можно отметить, что каждый герой хорош по-своему: Иван Слуцкий подкупал внешним сходством с Андреем Мироновым и чарующим голосом, а Сергей Китаев – живой и непосредственной актерской игрой.

Виктор Бояринов, не так давно выступавший на концертах в образе Остапа Бендера, не без сожаления уступил дорогу молодым, обогатив свою актерскую копилку ролью Кисы Воробьянинова. Этот персонаж, жалкий промотавшийся старик, в финале поднимается до философского осмысления своей судьбы и своего отношения к Родине. Может быть, это нравственное преображение героя стало причиной того, что бритву над горлом Остапа заносит все-таки не Киса, а призрак умершей тещи. В образе экстравагантной Эллочки выступила Наталья Василенко. Жаль, но это была ее последняя встреча с железногорским зрителем. Эта неординарная актриса с прекрасным голосом, запомнившаяся по роли Булотты в спектакле «Синяя борода», просидев весь сезон практически без работы, заскучала и решила вернуться в Омск.

Из-за дефицита артистов некоторым участникам спектакля выпало играть сразу две роли, а также поддерживать массовку. Так, Николай Алексеев исполнил роли отца Федора и монтера Мечникова, Борис Тимофеев – дворника Тихона и капитана корабля, Максим Бутыч – гробовщика Безенчука и аукциониста. Роман Ридзель изобразил завхоза в богадельне, а инженер Щукин в его исполнении, одетый лишь в мыльную пену, вызвал восторг у зрительниц. Настоящий хит этого спектакля – номер «Ход конем» с участием главных героев и артистов балета, исполнивших зажигательную чечетку. Отметим, что балет органично дополнили три очаровательные танцовщицы, победившие в кастинге на участие в спектакле.

Оказалось, что Остап Бендер мимоходом вдохновил на смелые поступки всех, кого встречал во время охоты за стульями. Наивные шахматисты из Васюков не только организовали невероятный турнир, но и известили о не менее невероятном открытии в их городке аэропорта. Жизнеутверждающий гимн воскресшего Остапа «А жизни суть – ее движение вперед» в финале мюзикла (Сергей Китаев в этой сцене смачно грыз яблоко) сплотил не только всех участников спектакля, наперебой сожалевших о внезапной смерти полюбившегося героя, но и зрителей в зале. Спектакль напомнил нам о том, что светлая мечта – это сила, которая ведет человека вперед. И сто лет назад, и сегодня.

Татьяна Слуцкая
Газета «Город и горожане»

TOP