Искусство быть собой

Состоялся традиционный декабрьский концерт классической музыки в театре оперетты. В первом отделении прозвучал концерт для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена в исполнении Елены Чапала, а во втором арии из опер Джузеппе Верди.

Елена ЧАПАЛА: «Никогда заранее не знаю, где взмахну рукой»

Елена Чапала – пианистка, окончила нижегородскую консерваторию и аспирантуру. Преподаватель ДШИ им.Мусоргского, концертмейстер театра оперетты. ГиГ задал ей несколько вопросов после концерта.

Как сложилась ваша эмоциональная манера исполнения?

- Любая манера исполнения идет изнутри. Я никогда заранее не знаю, где взмахну рукой, а где наклонюсь и т.д. Прежде всего это проявление моей индивидуальности.

Сложно выступать с оркестром?

- С оркестром всегда выступать очень трудно. Когда музыкант играет, он увлекается своей игрой и может ускорить или замедлить темп, но при этом думает, что играет ровно. Невозможно постоянно смотреть на руку дирижера, вот почему я учу под метроном.

Вы не только пианистка, но и педагог. Расскажите об успехах своих учеников.

- Очень талантливые девочки Аня Горобченко и Полина Дудина, они уже окончили музыкальную школу. На днях в Сосновоборске пройдет конкурс «Волшебные звуки рояля», куда мы едем с Дашей Дубининой. В прошлом году моя дочь Лиза Карчуганова заняла второе место на международном конкурсе «Сибирь зажигает звезды». Кроме того, Лиза заняла первое место на конкурсе «Волжская метелица», который проходил в Самаре.

Есть еще телевизионный конкурс «Щелкунчик»…

- Эти конкурсы рассчитаны на детей, которые занимаются глубоко профессионально. Наши ребята даже не представляют себе, какое количество занятий необходимо, чтобы так играть! Помимо этого нужны природные данные - как правило, в таких конкурсах участвуют дети музыкантов.

Найдите новые краски для образа

Для артистов оперетты этот репертуар непривычный и сложный. Не все приблизились к эталонному, вердиевскому звучанию. Ария Жермона из оперы «Травиата» от Николая Алексеева прозвучала скорее в эстрадной, нежели в оперной манере. Кульминационную фразу, которая исполняется без сопровождения оркестра, вокалист не пропел, а проговорил.

Ария Риголетто в исполнении Ивана Слуцкого звучала убедительно, радует, что в голосе певца появился поистине благородный оперный тембр. За время исполнения арии артист должен прожить вместе с персонажем целую гамму человеческих чувств. Риголетто сначала гневно обличает, затем униженно просит, в завершение искренне молит сжалиться над ним. Хотелось бы услышать эти психологические моменты в пении актера.

Ария Джильды в исполнении Натальи Черновой поразила слушателей диапазоном сверхвысокого голоса. Чистый, звонкий тембр завораживал своей красотой. В игре Натальи были и нежность, и наивность, и доброта, присущие ее героине. С сожалением отметим, что кричащий наряд певицы не соответствовал ни формату классического концерта, ни персонажу. В блестящем ярко-красном платье и розовой шляпке с перьями Наталья напоминала кокетливую парижанку, нежели скромную девушку из глухого предместья Мантуи.

В этом смысле академично выглядела Наталья Василенко в элегантном концертном платье. Она исполнила трагическую арию Азучены из оперы «Трубадур», в ее пении чувствовалась глубокая погруженность в образ, хотя музыкальный номер написан совсем для другого голоса.

Хотелось бы пожелать артистам находить новые краски для исполняемых произведений, радовать слушателей творческими открытиями.

Татьяна Слуцкая
Газета «Город и горожане»

TOP