Судный день для «Силикона»

Крики «Браво!», восторженный визг поклонников, море цветов - премьера спектакля, о котором так много говорили, который стал в нашем городе именем нарицательным еще задолго до своего первого показа, несмотря на все препятствия, все-таки произошла. 28 января «WWW.SILICON.NET» начал свое победное шествие по красноярскому краю. Что этому предшествовало и почему этот мюзикл назван в Железногорске самой скандальной постановкой года?

Спектакль «WWW.СИЛИКОНОВАЯ ДУРА.NET», положенный в основу железногорской постановки, вот уже несколько лет с успехом идет в нескольких театрах крупнейших городов страны. Казалось бы получение гранта на осуществление такого зарекомендовавшего себя материала уже само по себе залог успеха. Именно так думали авторы проекта «Воспитание искусством» директор Театра Александр Потылицин и его зам Елена Варик. Яркий, динамичный спектакль на школьную тематику с участием молодежи – это ли не актуальная тема для творчества? Но наш город, как обычно, оказался непредсказуем.

Изначально предполагалось, что в постановке будут участвовать одаренные воспитанники 96 школы. Но вдруг, ознакомившись со сценарием, директор гимназии Евгения Бреус наотрез отказалась от участия в спектакле. Неподдельное возмущение коллеги активно поддержал и сам руководитель железногорского образования Валерий Головкин, сравнивший «Силиконовую дуру» с популярным сериалом «Школа». Некоторое время велись переговоры о возможности участия гимназии после правок сценария. Однако, даже после изрядной корректуры пьесы – педагоги продолжала упорствовать: «Так говорить о школе недопустимо».

Оставив попытки в чем-то убедить школьных моралистов, Театр оперетты пошел в свободное плаванье и объявил независимый общегородской кастинг. Итогом конкурсного отбора стал блестящий юношеский актерский состав, свободный от комплексов и готовый к новым свершениям.

Также благодаря проекту пополнение произошло не только в рядах артистов. Юных звездочек нужно было грамотно и в кратчайшие сроки подготовить, и Театр оперетты пригласил к сотрудничеству ярчайших представителей творческой элиты Железногорска. Балетмейстером-постановщиком проекта стал руководитель студии современного танца «Нега» Сергей Корнилин, а преподавателем вокала – прекрасный педагог, подготовивший ни одно поколение талантов - Галина Адаменко.

Режиссером спектакля выступил сам директор Театра оперетты Александр Потылицин. Он сознательно отказался от приглашенных постановщиков, понимая, что работа предстоит с непрофессионалами. Можно представить, насколько тяжело было одновременно руководить огромным коллективом и организовывать творческий процесс для неопытных артистов. Но и в самые трудные моменты, Потылицин не сдавался. Желание воплотить амбициозный замысел и переломить общественное мнение двигало его вперед, даже когда приходилось сутками жить в театре.

Два месяца работали постановщики и артисты. Репетиции допоздна, занятия вокалом, сцендвижением, танцем – все участники выкладывались на полную. И вот, когда спектакль был уже готов, активисты школьной общественности заявили: «Силикон» выйдет на зрителя, только после одобрения его на особом совете». Казалось бы – бред, дикость! И это в условиях современной действительности, когда на рекламе самых откровенных фильмах пишут лишь «Рекомендовано к просмотру с 16 лет» и только родители имеют право корректировать предпочтения своих детей. В нашем городе, однако, возможно все. Потому, не собираясь спорить со стихией, Александр Потылицин пригласил на генеральную репетицию всех страждущих. А уж организаторы сего «марша несогласных» не поленились устроить из сдачи спектакля нечто среднее между ток-шоу «Большая стирка» и совковым товарищеским судом.

Обсуждение затянулось на несколько часов. Самые эмоциональные высказывания были особенно напыщенны: «Давайте говорить с детьми только языком Шекспира!» Звучит? А как же?! Но, нет ли в формулировке доли лукавства? Любовь подростков, предательство, преступления – все, что так возмущало педагогов в «Силиконе» было отражено и в твореньях великого драматурга. Но…не было у счастливого Шекспира одной сакраментальной темы - темы ШКОЛЫ.

Если уж и вспоминать классиков, то ни уместнее было бы обратиться к Экзюпери с его чутким гуманизмом и вечной фразой: «Все взрослые были детьми, только мало кто об этом помнит»? Можно только позавидовать педагогу, яростно утверждавшему, что в реальной жизни не бывает ситуаций, когда достучаться до окружающих получается только совершив попытку самоубийства. Но если посмотреть правде в глаза – так ли редки случаи отсутствия взаимопонимания между людьми?

Некоторые ораторы вдохновленные возможностью высказаться полезли в дебри и стали трогать темы находящиеся вообще не в их компетенции. Учителя, как заправские критики, с жаром начали рассуждать о режиссуре, образах, достоинствах и недостатках музыки. Бедные молодые артисты с надрывом в голосе и со слезами на глазах были вынуждены отвоевывать свое право на культурные предпочтения. К счастью, присутствовали на собрании и люди думающие. Искренность и мудрость речи директора парка Ирины Кисловой, разумные доводы Анатолия Новаковского и Игоря Рыженкова и некоторых других обнадежили постановщиков.

Разум одержал верх, и упорствовать в абсурде не стали. Спектакль в который было вложено столько трудов, к которому было обращено столько надежд и переживаний отстоял свое право на жизнь. Однако именно сам прецедент дискуссии в такой форме подтвердил статус Железногорска как заповедника экзотических пережитков прошлого. И коль скоро старшее поколение не прекратит общаться с молодежью подобным «языком Шекспира» отток из города талантливых и думающих людей не прекратится, несмотря на все социальные гарантии. Эмоциональный комфорт все-таки важнее.

Однако вернемся к вопросу интересующему сегодня всех горожан «Так ли скандален спектакль на самом деле?» Дать однозначный ответ тут нельзя. Степень провокационности именно «СИЛИКОНА», увы, обратно пропорциональна степени готовности зрителей видеть и принимать правду. Ведь благодаря возникновению общественного резонанса и особому режиссерскому видению в пьесе поменялись не только название, но и акценты.

Изначально образ школы в «Силиконовой дуре» являлся скорее эпатажным средством выражения бунта создателей, чем отражением действительности. Даже зрители-школьники признавались - такого накала и концентрированности негатива в реальной жизни все-таки нет, хотя сама тема актуальна. Более естественной ее вариацией стал именно Железногорский «Силикон».

Клоунизированные педагоги «Дуры» с откровенно штампованными речами и неестественным поведением, конечно, заигрывала с подростками, но особо ничего не выражали. В «Силиконе» все стало менее вызывающим, но отнюдь не зазвучало мягче. На самом деле, ретушь которую пришлось наводить в связи с возникшей в Железногорске цензурой, сыграла только на пользу основной идеи спектакля. Но не в смысле приличий - для колорита постановки возможно и стоило оставить пару резких выражений в арсенале отрицательных героев. Более понятна стала главная мысль истории о взаимоотношениях взрослых и подростков. В изначальном варианте – главный герой погибает и на этом у зрителя заканчивается всякая вера в добро. Остается только отчаяние, без каких-либо выводов – глухое и озлобленное. В «Силиконе» же он остается жить, кроме того в него добавлена сцена, в которой каждому герою дан шанс исправить все свои ошибки. И хотя в условиях триединства места, времени и действия этот ход может показаться несколько притянутым, в масштабах реальной жизни – это не так уж и надуманно.

Совершенно по-новому почувствовали себя в молодежном спектакле профессиональные артисты. С неожиданной стороны показала постановка талант солистки Театра оперетты Ирины Чикановой. Она открылась как актриса редкого драматического дарования, что трудно было раскрыть в классических спектаклях. Сильной энергетикой разило от работы Максима Бутыча, сыгравшего самую сложную в спектакле роль наркомана.

Главное – что осталось в спектакле неизменным после всех преобразований и дополнений это – атмосфера молодости, сильных эмоций и страстей. Не случайно на всех афишах «Силикон» рекламировали как «Спектакль-драйв». Молодым актерам ничего не нужно было придумывать. «Силикон» в некотором смысле – спектакль-цветок, его прелесть в сиюмоментности. Железногорский мюзикл нужно смотреть здесь и сейчас, пока выпускников играют сегодняшние одиннадцатиклассники и первокурсники. Кроме того, зрелищный яркий мюзикл наполнен небанальными спецэффектами. Безумно красива сюрреалистическая сцена страсти, на фоне гигантской огненной простыни, спускающейся на героев с потолка, необычно и масштабно смотрится огромный ноутбук на сцене, являющийся полноправным участником всего действа. Именно благодаря незашоренности, свежести постановки железногорский спектакль высоко оценила московский театральный критик Елена Езерская.

Максим Шишков (Митя), Полина Прийдак (Нора), Мария Дашкова (Ирка), Олег Близневский (Мажор) – сегодня они не только главные герои популярного мюзикла, но и герои нашего времени для городской молодежи. Однако не только возможность выделиться привлекла их в постановке.

- Благодаря мюзиклу «Силикон» театр оперетты стали для меня вторым домом, - делится своими чувствами исполнительница самой эпатажной роли спектакля Мария Дашкова. - Я очень счастлива, что участвую в нем! Я считаю этот мюзикл одним из лучших в мире! Он научил меня многому: я стала уверенней в себе, стала больше общаться не в интернете, а вживую. Ведь в этом спектакле показаны проблемы сегодняшнего дня. Тем, кто его не смотрел, я очень советую!

Возможность увидеть эту постановку нашим горожанам еще представится – 5 и 7 февраля. А потом востребованный мюзикл уезжает на гастроли по городам края.

Спектакль «Силикон» вполне оправдал себя как часть проекта «Воспитание искусством». Трогательная дружба завязалась в ходе репетиций между юными и профессиональными актерами. Молодежь с жадностью ловит каждое слово опытных наставников, а те театра с улыбкой наблюдают, как по сцене порхают новички. «Театр расцвел, ожил. Он теперь такой, каким был в самом начале – в свои самые лучшие времена» – говорит один из старожилов оперетты, бывший артист хора Юрий Багрянцев. Нужны ли еще какие-то доказательства необходимости этого проекта?

Ксения Зюзина
Газета «Город и горожане»/2 февраля 2012 г.

TOP