«Цыганский барон»: избавились от нафталина

55-й юбилейный творческий год в Железногорском театре оперетты начался на редкость бравурно и оживленно, «allegro» как сказали бы музыканты. Премьера сезона - «Цыганский барон» Иоганна Штрауса проложила новый фарватер творческого движения театра. Поклонники отметили, что такого количества молодежи на сцене (тем более в классическом спектакле) не было уже много лет.

Действие оперетты разворачивается у подножия старого замка, на берегу Дуная. Когда-то эти земли принадлежали роду баронов Баринкай, теперь же на заливных лугах аристократической фамилии пасутся свиньи торговца Зупана. Однажды в этих же местах останавливается цыганский табор. Суеверный и трусливый Зупан пытается прогнать непрошенных гостей, но тут сам Сандр Баринкай, вступается за цыган и становится их предводителем…

Режиссер спектакля выпускник РАТИ (ГИТИСа) Антон Лободаев решил своеобразно обыграть длинную увертюру Штрауса. За полупрозрачным, увитым стеблями плюща, полотном занавеса под музыку вступления перед зрителями развернулись картины из далекого прошлого героев. Вот юный Сандр Баринкай прогуливается в сопровождении нянюшки. Озорного и смелого героя еще в детстве манили приключения, он сбегает из-под опеки воспитательницы и встречается с девочкой-цыганкой. У отпрыска аристократов и дочери бродяг завязывается дружба. Однако, взрослые не так непосредственны - юных Сандра и Саффи разлучают. Эта небольшая зарисовка не только облегчает восприятие увертюры, но и несет конкретную смысловую нагрузку – становится иллюстрацией тех притягательных воспоминаний, которые влекут Сандра в родные края.

Сложнейший музыкально-драматический материал «Цыганского барона» стал определяющей мастерства артистов Театра оперетты. Заметно выросший в профессии Иван Слуцкий (Сандр Баринкай) сегодня уже подлинный Герой, способный услаждать слух и пленять сердца. Драматически-страстная Елена Вырезкова создала образ пламенной и завораживающе-прекрасной Саффи. Магическая сила исходит от Чипры (Вера Алексеева). Актриса подняла свою роль на такой уровень, что, кажется, все, что происходит на сцене вызвано колдовством вещей цыганки. Комичная парочка Зупан (Сергей Китаев) и Карнеро (Борис Тимофеев) притягивали особое внимание. Интересно, что именно для этой постановки обоим артистам пришлось сменить привычное амплуа. Предыдущие режиссеры видели в Борисе Тимофееве исключительно исполнителя роли Зупана. Но Антон Лободаев сразу же отказался от предсказуемой расстановки сил – и не прогадал! Комиссар нравственности в исполнении Тимофеева не только ограничен и трусоват, но и так жалок и даже мил в своих заблуждениях. А седой, но совершенно бодрый свиновод Зупан в исполнении Сергея Китаева привнес в постановку динамику и энергию. Впервые за многие годы у зрителей появилась возможность услышать чудесное сопрано Алены Иванцовой. Роль Арсены позволила актрисе по-новому раскрыть свой талант. Интересны были легкие для восприятия и сложнейшие технически номера Мирабеллы(Ирина Чиканова) и Стефана (Алексей Шрамко). Покорил дам бравый красавец-гусар Оммонай (Николай Алексеев). Удачным стал дебют Романа Ридзеля в роли Оттокара.

Романтичная история цыганской страсти предполагает эффектную сценографию. Над развалинами замка Баринкаев раскинулось звездное небо, полная луна светит сквозь туманную дымку, ягодно-космический свет жаркой юной ночи лежит на всем. Не обошли постановщики вниманием и детали. Эмблема цыганской страсти – алая роза связующей нитью прошла через весь спектакль, играя в руках героев, артистов балета, хора. Именно эту постановку выгодно отличает наличие множества красочных балетных номеров. Свинки, карты, дамы-куклы эпохи рококо – за время спектакля танцоры семь раз меняли костюмы. Эффектная хореография и мощные массовые хоровые сцены смотрелись богато и красочно.

- Классического «Цыганского барона» я видел много-много раз, - поделился впечатлениями депутат Анатолий Новаковский. - Новая режиссерская трактовка запомнилась мне интересными композиционными решениями, новыми лицами на сцене, отличными костюмами героев - видно, что наряды шились именно для этой постановки, а не взяты из закромов театра.

Руководитель управления культуры Галина Тихолаз также отметила свежесть и новаторские идеи новой постановки. По мнению Галины Анатольевны (?) именно в этом спектакле театру удалось избавиться от некого «нафталинового запаха», присущего обычно всем классическим постановкам.

Ксения Зюзина
Газета «Город и горожане»/№89/8 ноября 2012 г.

TOP