Встречайте, «Герцогиня из Чикаго»!

На сцене Железногорского Театра оперетты вновь станцуют чарльстон. Около 20 лет назад уже была попытка поставить оперетту Имре Кальмана «Герцогиня из Чикаго», но тогда публика не смогла оценить спектакль по достоинству – не то время, не те интересы. Сейчас обстоятельства, как и люди, изменились, и режиссёр-постановщик Антон Лободаев уверен в том, что теперь железногорцы полюбят эту оперетту.

- «Герцогиня из Чикаго» долгое время не то, что была непопулярна в нашей стране, на неё был наложен запрет. Уж слишком проамериканская. Сейчас же на фоне событий на Украине, в Европе, взаимоотношений России и США оперетта приобретает особо острое политическое звучание.

Кстати, продвинутые режиссёры поставили эту оперетту даже раньше тех событий, которые произошли на международной политической арене. Видимо, предчувствуя развитие событий, они поняли, насколько будет актуален тот сюжет, который в основе оперетты – противостояние Нового и Старого Света, попытки американцев навязать европейцам свои не только музыкальные предпочтения, но и образ жизни.

Но мы ни в коем случае не хотим подлить масла в огонь, настроить друг против друга кого-то. Нет. Главное в этом мире – любовь! И сюжет в нашей постановке как раз вращается вокруг этого чувства. Деньги, власть… Это напускное. Единственное, что важно в жизни, за что стоит по-настоящему бороться, так это любовь.

- А что Вас привлекло в этой оперетте?

Конечно же, прекрасная музыка Имре Кальмана. Причём в данном произведении классическая неовенская оперетта, которая традиционна для Кальмана, соседствует с отголосками американского мюзикла, который только зарождался тогда в Штатах. К слову, когда Кальман работал над опереттой «Герцогиня из Чикаго», он увлекался музыкой американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина, что отразилось на музыкальном материале. И комбинация европейской музыки с американскими ритмами показалось мне весьма интересной.

Сейчас очень часто говорят о том, что оперетта умерла, есть только мюзикл. И я подспудно пытаюсь найти ответы на ряд вопросов. Действительно ли это так? Действительно ли на сцене теперь нет места оперетте? А есть ли различия между опереттой и мюзиклом? Чем больше я работаю над «Герцогиней из Чикаго», тем больше сомневаюсь, что эти отличия существуют. Это единый жанр. Многие говорят, что если академический вокал – то это оперетта, а если эстрадный – то мюзикл. Но существует немало примеров, когда актёры поют эстрадный вокал в оперетте, и наоборот. Также бытует мнение, что оперетта – это весёлый жанр, а мюзикл – грустный. Но опять же в мире немало примеров, опровергающих это утверждение. Единственное, в постановочном плане оперетта всё же отличается от мюзикла. Но мы постарались размыть грань между двумя форматами.

- У каждого режиссёра своё видение. Каким трансформациям подвергли оригинал Вы?

«Герцогиня из Чикаго» малоизвестна российской публике, но эффекта дежавю не избежать. Во-первых, мы добавили в новую постановку кое-какие музыкальные моменты из хорошо знакомых зрителям оперетт. Во-вторых, ряд музыкальных сюжетов «Герцогини» используется в других опереттах.

Некоторой переделке подверглось и либретто. Мы добавили юмора, развили некоторые сюжетные линии, которые в оригинале были намечены только пунктиром.

Кстати, в конце будет хэппи-энд, хотя согласно оригинальному либретто история взаимоотношений главных героев остаётся открытой. В нашем же случае все герои обретут своё счастье.

Это нельзя отнести к новациям, поскольку мы точь-в-точь реализовали задумку автора. В спектакле участвуют воспитанники театральной школы-студии. Ребята играют роль разносчиков газет.

- Большинство людей – визуалы. Они воспринимают информацию прежде всего через то, что видят, а не то, что слышат. Железногорский театр, судя по отзывам зрителей, всегда отличало богатство декораций. На этот раз будете верны традициям?

Над декорациями к оперетте работала молодой художник-постановщик Ирина Вебер. Это её дебют. Она приехала к нам из Красноярска. Её наставником был известный в Красноярском крае театральный художник Александр Николаевич Баженов, который её и порекомендовал.

Декорации будут несколько нетрадиционными. Зритель привык видеть на сцене обилие ярких красок. В «Герцогине» этого нет. Основной фон — чёрный. И неспроста. Ведь события разворачиваются в разорившемся королевстве, где денег нет на богатую обстановку. Но пусть зритель будет спокоен — яркость компенсируем в полной мере!

Хватит прикрываться декорациями и костюмами. Большая ставка сделана на актёров. Тем более, что некоторые из них серьёзно выросли в профессиональном плане, и уверен, что такие непростые задачи, которые поставлены перед ними в рамках новой оперетты, им по силам. В классической оперетте актрисы обычно красиво выходят, красиво поют и также красиво уходят. Здесь же нужно ещё и красиво станцевать. А это, поверьте мне, очень непросто! Есть момент в спектакле, где главной героине нужно и танцевать энергично, и петь с азартом.

- А легко ли дался чарльстон?

К счастью, у нас есть замечательный балетмейстер-постановщик Михаил Владимирович Лаврентьев, который знает все танцы и знает, как научить им. А в плане сложности … Мне даже кажется, что вальс куда сложнее танцевать, чем чарльстон. Все-таки в вальсе определённая манера движения, выверенность шага, постановка всего корпуса тела… В американском танце нет жёстких требований. К тому же в этом году в балетную труппу театра поступило три профессиональных танцовщика – из Железногорска, Красноярска и Новоуральска.

Я очень надеюсь, что у нас получится всё, что задумали, и «Герцогиня из Чикаго» станет достойным посвящением оперетте. Ведь в этом году исполнилось 160 лет со дня основания этого жанра Жаком Оффенбахом.

Беседовала Власта Винская

TOP