Оперетта Кальмана - неизвестная, но любимая

Железногорский театр оперетты не впервые обращается к редко исполняемым в России классическим образцам жанра. В его афише в разное время были такие раритеты, как "Голландочка" И. Кальмана, "Голубая мазурка" и "Паганини" Ф. Легара.

Тенденция приобщения публики к не известным ей ранее классическим произведениям свойственна и нынешней репертуарной политике железногорцев. Молодой главный режиссёр Антон Лободаев в позапрошлом сезоне поставил "Синюю Бороду" Ж. Оффенбаха, после 1917 года никогда не шедшую в Красноярском крае. А совсем недавно зрители увидели его новую работу - "Герцогиню из Чикаго" И. Кальмана, и вовсе неведомую нашей публике.

Если в "Синей Бороде" А. Лободаев использовал такой модный сейчас режиссёрский ход, как "ночь в музее" (когда якобы оживают старинные экспонаты, пользуясь сном смотрителей музея и отсутствием посетителей), то теперь он отказался от "актуализации", то есть переноса времени действия в XXI век. И от этого спектакль нисколько не проиграл.

В нём отсутствует какое бы то ни было проявление режиссёрского экстремизма. Постановщик предпочёл раствориться в актёрах, которые с явным удовольствием разыгрывают незатейливую историю о том, как предприимчивая и самостоятельная дочь американского миллионера, прибывшая в некую бедную европейскую страну, убеждается, что не всё на этом свете продаётся и покупается.

Циничная и расчётливая Мэри Ллойд преображается под воздействием нагрянувшей на неё любви к местному наследному принцу Шандору. А. Лободаев и дирижёр Андрей Пузанов позаботились о том, чтобы подавляющее большинство артистов, занятых в спектакле, могли максимально реализовать свои способности и профессиональные качества. С этой целью постановщики обогатили партитуру целым рядом фрагментов из других оперетт Имре Кальмана (например, из "Цыгана-премьера", "Баядеры").

В результате новыми (и весьма яркими) красками заиграли такие персонажи, как министры финансов и торговли (в исполнении признанного мастера Виктора Бояринова и его молодого коллеги Максима Бутыча), а также увлёкшиеся друг другом европейская королева и американский мясной магнат (любимый железногорцами творческий дуэт Веры и Николая Алексеевых).

Постоянное соприкосновение с классической опереттой идёт на пользу примадонне и премьеру труппы - Елене Вырезковой и Ивану Слуцкому. В "Герцогине из Чикаго" они явно поднялись на новую ступень как вокалисты.

Радует и очевидный творческий рост недавнего выпускника Красноярского колледжа искусств Романа Ридзеля. Он чувствует себя на сцене всё более уверенно. Зная этого актёра как человека в высшей степени порядочного, основательного, серьёзного и несколько застенчивого, поражаешься его дару перевоплощения, когда Роман предстаёт в роли развязного пройдохи, авантюриста Бонди. Новая работа Р. Ридзеля очень органична. Он привлекает к себе внимание и точным попаданием в образ, и довольно редким среди опереточных "простаков" красивым тенором, и пластичностью.

Возвращаясь к творческому вкладу в новый спектакль музыкального руководителя постановки А. Пузанова, следует отметить сделанную им инструментовку, удачно приспособленную к возможностям весьма скромного по числу музыкантов театрального оркестра. Зрелищности представления способствуют танцы, выигрышно решённые Михаилом Лаврентьевым, и сценическое оформление молодого художника - дебютантки Ирины Вебер.

Свою лепту вносит в успех железногорской "Герцогини из Чикаго" и хор, руководимый Еленой Зайцевой. С этим спектаклем, который приурочен к 160-летию жанра оперетты, было бы интересно познакомиться и публике краевого центра.

Любовь ЛАВРУШЕВА
Газета «Красноярский рабочий»

TOP